Интерпретация результатов экспериментального исследования.
Метель-метет, а гром-?
Ветер-?, а снег-?
Дождь-?, а солнце-?
При каждом ответе дополнительно: А что еще? - пусть ребенок подберет как можно больше слов.
в) Можно повторить игру наоборот - Кто летает? Кто плавает? А кто ловит мышей?
/Упражнение на развитие словарного запаса./
Задание IV.
Упражнение 1.
«Что спрятано?»
Все треугольники на рисунке закрасьте зеленым карандашом, а все четырехугольники - желтым. Отгадай, что спрятал художник.
/Тренировка пространственной ориентации и концентрации внимания./
Упражнения 2.
«Корректурная проба».
В любом тектсе с крупными буквами предлагаются названные буквы одну- вертикально зачеркнуть, другую- подчеркнуть. (5 минут) Затем изменить задание.
/Формирование внимательности, распределения и избирательности внимания./
Упражнение 3.
Осознание визуального материала. На рисунке представлены 12 изображений. Ребенку предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, спустя 30 секунд и эти рисунки закрыть и попросить ребенка нарисовать по памяти рисунки первой строки. Затем следует сравнение. Далее следующая строка. Две последние можно показать одновременно.
/Развитие зрительной памяти./
Упражнение 4.
Можно использовать кубики Косса и карточки, прилагаемые к ним. По изображению на карточке ребенок должен собрать соответствующую фигуру из кубиков. Если у него легко все получается, карточку после просмотра можно убрать. Таким образом одновременно развивается образное мышление и зрительная память.
Упражнение 5.
«Пропавшие слова».
Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие».
Тишина царит в дремучем . Черные затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет .
Зима. Все дорожки покрыты пушистым _. Гладким _ оделась река. Ребята построили высокую . Быстро мчатся _ санки. Резкий _ бьет детям в _.
не боятся мороза. Весельем горят их _.
Стоит жаркая погода: небо , солнце светит . Коля и Оля идут гулять в поле _. Они слушают там пение маленьких _. Они собирают _. Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими _. Маленькие дети торопятся вернуться . Но прежде, чем они успели прийти, разразилась . Дети испугались грома. Они постучались в один , чтобы укрыться от сильного , так как у них нет с собой и их одежда совсем .
/Упражнение на развитие грамматических навыков./
Занятие V.
Упражнение 1.
«Чего не хватает».
Ребенок рассматривает картинки и находит различия. Упражнение на концентрацию внимания.
Упражнение 2.
«Анализ предметов».
/Используется для развития навыков осознавания словесного материала. Тренировка слуховой памяти./
Предметы, подвергаемые анализу, исследуются по схеме: от эмоций к логике.
Называется определенный предмет. И далее по схеме:
Эмоциональное восприятие: «Какое впечптление на тебя он производит? Как тебе нравятся его цвет, форма, что может окружать его?»
Подобные вопросы педагога наталкивают ребенка на анализ собственных эмоциональных реакций. В процессе восприятия сознательно включается эмоциональный фактор, гарантирующий лучшую долговременную запись в памяти.
Анализ вызванных эмоций. «Скажи, этот предмет тебе приятен или нет? Он тебя раздражает или успокаивает? Для тебя он грустный или забавный? Увлекательный или скучный?»