Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка
Принципиальное положение 1.2. Деятельностные задания для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам строится на основе игрового, имитационного и свободного общения.
Выделяются задания следующих видов:
коммуникативные игры;
коммуникативные имитации;
свободное общение.
Основные свойства этих заданий показаны в таблице 8.
Таблица 8.
Коммуникативные игры |
Коммуникативные имитации |
Свободное общение |
Игровой сюжет общения. |
Проблемная ситуация. |
Тема общения участников. |
Игровая задача общения. |
Коммуникативная задача общения. |
Обсуждаемый вопрос. |
Конкурирующие участники. |
Коммуникативные отношения. |
Межличностные отношения. |
Правила игры. |
Условия общения. |
Свободный обмен. |
Соревнования между участниками или командами. |
Борьба за мнение, решение, выбор поступка между участниками. |
Высказывания собственных точек зрения участниками. |
Сотрудничество внутри команды. |
Речевое взаимодействие. |
Поддержание темы разговора. |
Победитель соревнования. |
Разрушение проблемы. |
Исчерпание темы общения. |
Принципиальное положение 1.3. Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам реализуется в положении «здесь и теперь».
Данная формулировка была впервые предложена Ф. Перлзом (F. Perls) в так называемой генетальт-терапии. Положение «здесь и теперь» осуществляется, если на уроке:
создаются условия для речемыслительного творчества учащихся;
процесс иноязычного речемышления осуществляется непосредственно в момент развития речевой ситуации;
иноязычное общение представляет собой спонтанный опыт.
Принципиальное положение 1.4. Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам повышает важность методической организации процесса обучения.
Дело в том, что коммуникативные задания нередко выполняются в условиях повышенной речевой и физической активности, оживления учащихся, свободного их передвижения по классу и непроизвольного усвоения ими учебного материала. В этих условиях особенно важна тщательно продуманная организация коммуникативно-познавательной деятельности в виде строго определенной обучающей процедуры.
В настоящее время получает все большее распространение трехчастная форма выполнения коммуникативно-ориентированных заданий. Практически любое задание может выполняться (и это повышает эффективность работы) в три этапа: подготовительный, исполнительный, итоговый.
Содержание данный этапов меняется в зависимости от того, какой вид работы используется для обучения на данном уроке: «основанный на тексте» или «основанный на задании», когда, выполняя задание, учащиеся строят собственные высказывания без опоры на заранее данные тексты.