Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка
Сформулируем в таблице 7 основные признаки концептуальных и рефлективных принципов обучения иностранным языкам.
Таблица 7.
Концептуальные признаки |
Рефлективные признаки |
Разрабатываются в рамках теоретической концепции. |
Выходят за рамки определенной концепции. |
Формулируют теоретические положения об организации обучения. |
Формулируют практические рекомендации об организации обучения. |
Являются «теорией мысли». |
Являются «теорией действия». |
Отражают состояние идей в научном мире. |
Отражают убеждения учителей. |
Вбирают научно-исследовательский опыт. |
Вбирают практический опыт преподавания. |
Выводятся из теоретических рассуждений. |
Выводятся из педагогического опыта. |
Носят обобщенно-абстрактный характер. |
Носят конкретный прикладной характер. |
Подсказаны теоретической логикой. |
Подсказаны педагогической практикой. |
Соответствуют современным научно-исследовательским интересам. |
Соответствуют реальным практическим потребностям учителей и учащихся. |
Далее будут рассмотрены наиболее общие современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам с учетом как российской, так и зарубежной теории. Работа с учащимися разных возрастных групп, разумеется, требует учета соответствующих дидактических принципов «доступности», «возрастных и индивидуальных особенностей учащихся», «последовательности и систематичности в обучении», но концепция коммуникативности сохраняет свою изоморфность (постоянство формы) на всех возрастных этапах.
Принципы коммуникативно-ориентированного обучения в методической теории.
В российской методической науке наиболее известны следующие стратегические положения, характерные для коммуникативного обучения общению на иностранном языке: о коммуникативной направленности обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка, о стимулировании речемыслительной активности учащихся, об индивидуализации обучения, о функциональной организации речевых средств, о ситуативной организации процесса обучения, о новизне и информативности учебного материала (И.Л. Бим, Е.И. Пассов).
Данные положения могут быть дополнены другими особенностями коммуникативного обучения, при котором в центре внимания оказывается содержание и смысл высказывания, особое значение приобретает речевой контекст, развивается как грамотность, так и беглость высказывания. Грамотность включает помимо языковой формы еще и социокультурную адекватность речевого поведения, предпочитаются групповые формы учебных заданий, стимулируется непроизвольное запоминание, поощряется «личностное» содержание учебного общения (M. Finocchiaro and C. Brumfit).
Выделяются также положения об организации обучения, центрированного на ученике, об обеспечении «нравственно-эмоционально-интеллектуального» развития учащихся, об индивидуальных темпах усвоения языка, об интегрированном уроке с обилием межпредметных связей (J. Brewster).