Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка
Таблица 5.
Чтение с полным пониманием информации, содержащейся в тексте (изучающее чтение)
Характер текста |
Коммуникативные задачи |
Осуществляемые действия |
Задания на выявление полного понимания текста |
Учебные и несложные аутентичные тексты разных жанров: прагматические (инструкции, кулинарные рецепты); публицистические (газетные и журнальные статьи); художественные; научно-популярные. |
Полно и точно понять текст, чтобы получить информацию о … (жизни сверстников за рубежом и т.п.). Сравнить полученную информацию со своим жизненным опытом. Действовать в соответствии с полученной информацией. Передать извлеченную информацию другим (с непосредственной опорой на текст, как бы вычитывая ее или на родном языке). Выразить свое мнение. Прокомментировать те или иные факты из текста. Вместе обсудить содержание текста. |
Использовать языковую догадку с опорой на контекст, родной язык, словообразовательные элементы. Пользоваться в процессе чтения сносками, лингвострановедческим комментарием, словарем, грамматическим справочником. Анализировать отдельные места текста (находить сказуемое, подлежащее). Делать выборочный перевод. Делить текст на смысловые части. Озаглавливать их. Составлять план к тесту. |
Определить, соответствует ли данная в задании информация содержанию текста или не соответствует. Отобрать из данных рисунков те, которые иллюстрируют текст. Дать ответы на вопросы к тексту относительно общего содержания и отдельных деталей. Выделить из текста смысловые вехи и выписать наиболее существенные мысли. Подобрать к каждому пункту данного плана уточняющие его предложения из текста. Подобрать концовку к неполным предложениям, выражающим содержание текста. Подобрать приведенный в задании перифраз к отдельным предложениям из текста. Дать письменный перевод предложений из текста и сверить с ключом. |
Таблица 6.
Чтение с поиском интересующей или необходимой информации (просмотровое чтение)
Характер текста |
Коммуникативные задачи |
Осуществляемые действия |
Задания на нахождение нужной информации и выявление ее понимания |
Несложные аутентичные тексты: прагматические (меню, расписание транспорта, программа телепередач); публицистические; научно-популярные. |
Просмотреть текст (несколько небольших текстов) и выбрать нужную или запрашиваемую кем-либо информацию, чтобы прочитать и полностью понять ее или понять только основное ее содержание (в зависимости от потребности). |
Бегло просмотреть текст (несколько текстов), найти нужную (запрашиваемую) информацию и фиксировать на ней свое внимание. Прочитать ее с полным пониманием или с пониманием основного содержания (в зависимости от коммуникативной задачи). |
Определить, соответствует ли данная в задании информация нужной/запрашиваемой. Ответить на данные вопросы, касающиеся нужной/запраши-ваемой информации (ее основного содержания или деталей). См. другие задания, данные в последней графе таблиц 4 и 5. |