Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка
Принципиальное положение 2.3. Необходимым компонентом коммуникативной компетенции является когнитивная компетенция, представляющая собой готовность к коммуникативно-мыслительной деятельности.
Язык в коммуникативных целях может быть усвоен только как инструмент мысли, поскольку коммуникативное содержание в процессе общения не только передается, но и создается в результате речемыслительной деятельности.
На уроках иностранного языка речемышление учащихся стимулируется в следующих основных случаях:
в работе с текстом;
в работе с проблемой;
в работе с игровой задачей.
В любой ситуации, требующей речемышления, взаимодействуют, как правило, три компонента: решаемая проблема, имеющиеся знания, исследовательские действия. В учебном процессе речемыслительная деятельность может начинаться с текста, в котором обнаруживается проблема. Она решается в ходе исследовательских действий с применением имеющихся индивидуальных знаний. Такой способ стимулирования речемышления называется «снизу вверх». Речемыслительная деятельность может начинаться с того, что в имеющихся у обучаемых знаниях обнаруживается некоторый пробел. Его можно восполнить, обратившись к тексту и исследуя его содержание. Этот способ организации речемышления называется «сверху вниз».
Две модели речемышления показаны на рисунке 1.
Знания |
Знания | ||
Текст |
Размышление |
Текст |
Размышление |
А. Снизу вверх |
В. Сверху вниз | ||
Рис. 1.
Речемыслительная деятельность учащихся во многом связана с пониманием текста. Этот процесс включает следующие стадии:
идентификацию содержания текста (выявление сущности содержания, критическое восприятие, различение главного и второстепенного;
осмысление содержания текста (ассоциации, интерпретацию, обобщения);
преобразование содержания текста (компрессию, реорганизацию, отбор нужного содержания).
Опыт показывает, что на практике речемыслительная деятельность учащихся, связанная с пониманием текста, нередко ограничивается лишь идентификацией его содержания, причем далеко не в полной мере. Формирование когнитивного (речемыслительного) компонента коммуникативной компетенции пока еще остается не полностью решенной задачей, и это затрудняет формирование коммуникативной компетенции в целом.
Принципиальное положение 2.4. Значимым компонентом коммуникативной компетенции является информативная компетенция, т.е. владение содержательным предметом общения.
Формируя информативную компетенцию учащихся, мы тем самым формируем у них:
информационные «фреймы», т.е. набор необходимых понятий, описывающих ту или иную ситуацию;
сложившиеся знания, т.е. информацию из прошлого опыта в виде знаний и структур поведения;
языковую картину мира в ее иноязычной форме, т.е. знание окружающей действительности, способность описать ее и отношение к ней в иноязычной форме;
фоновые знания, т.е. информацию, важную для понимания конкретной ситуации общения;
общий кругозор, т.е. знание имен и названий, дат и событий, наличие биографических, исторических, политических и других специальных знаний.