Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.

Методика проведения констатирующего эксперимента позволила установить уровень развития отдельных компонентов дизайнерского мышления учащихся до начала специального обучения. В данной части исследования мы опирались на психолого-педагогические методики тестовых испытаний. Предпочтение было отдано варианту, предположенному Башаевой Т.В., Чередняковой Т.О., Калининой Г.П., Падалко А.Е. , Головиной Т.Н., Евдокимовой. В силу их ориентированности на интересующую нас группу детей с цель близкой к нашей: установить уровень развития дизайнерского мышления.

В число констатирующих заданий были включены такие, которые позволили выявить степень новизны, оригинальности, склонности к творческой деятельности, уровень знаний о цвете, форме, пространственных отношениях, понимание целесообразности, рациональности вещи, а также стилевого чутья.

Цель исследования:

Выявить уровень развития компонентов дизайнерского мышления, включающих знания о цвете, пространственных отношениях, элементах технической эстетики, понимание художественных особенностей общности предметов, объединенных ансамблей, понимание целесообразности в оценке предметов, рациональности и гармоничности вещи.

План проведения методик

Название теста

Цель

1. Ассоциативный тест цветоразличения (по Башаевой Т.В.)

Выявить знание о цветовых оттенках

2. Тест цветоразличия (по Чередняковой Т.В.)

Выявить знания о насыщенности о цвета, светлоте тона

3. Выявление знаний о форме, пространственных представлениях (по Падалко А.Е.)

Выявить знание детьми геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете и форме, умение составлять узор из геометрических и растительных элементов в круге

4. Выявление элементов технической эстетики

Выявить элементы технической эстетики, на которые обращает внимание ребенок

5. « Парта будущего»

Выявление способности детей к дизайнерской деятельности, созданию воображаемого образа предмета существующего в нереальных условиях

6. Выявление чувства стиля «Чайный сервиз» (Малиновская)

Выявить понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем

7.Дорисуй фигуры (Головина Т.Н.)

Выявить уровень представлений о симметричности предметов, умения достраивать фигуры с незаконченным контуром до целостного образа

Методика № 1

Цель: Выявить знания детей о цветовых оттенках

Подготовка: приготовить знакомые для детей предметные картинки в черно-белом изображении фишки цветные для того, чтобы дети разложили к каждому предмету его цвет.

Проводится индивидуально.

Задание: Подбери к каждому предмету фишку определенного цвета

Горох

Морковь

Виктория

Паук в паутине

Цыпленок

Снеговик

Виноград

Солнце

Капуста

Ласточка

Бананы

Свекла

Результаты исследования занесены в таблицу

Таблица №1

Горох

Морковь

Виктория

Паук в паутине

Цыпленок

Снеговик

Виноград

Виноград

Капуста

Ласточка

Бананы

Свекла

Количество ошибок

Баллы

Лена Р.

+

Кр

+

+

+

+

+

+

+

Сер

+

кр

3

1

Коля Л.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Кр

1

2

Ваня М.

+

Кр

+

+

+

+

+

+

+

Сер

+

Кр

3

1

Илья Т.

+

Кр

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Кр

2

2

Дима М.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

кр

1

2

Сергей У.

+

Кр

+

+

+

+

+

+

+

Сер

+

Кр

3

1

Оля Б.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Кр

1

2

Толя М.

+

Кр

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Кр

2

2

Нанаташа Т.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роз

1

2

Руслан З.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

0

3

Кристина М.

+

Кр

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Кр

2

2

Денис Т.

+

Кр

+

+

+

+

+

+

+

Сер

+

Кр

3

1

Слава К.

+

Кр

+

+

+

+

+

+

+

Сер

+

Кр

3

1

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6