Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на формирующем этапе эксперимента.
Задачи экспериментальной работы:
-исследование воздействия эстетических качеств среды на физиологию, психику, интеллект младших школьников;
-организация эстетико-педагогических условий в учебно-воспитательной деятельности на протяжении формирующего эксперимента;
-организация творческой деятельности на материале художественного конструирования, способствующей развитию элементов дизайнерского мышления;
-количественный и качественный сравнительный анализ результатов творческой экспериментальной деятельности;
-спрогнозировать воздействие введения художественно-конструкторских знаний и организации эстетико-педагогических условий на развитие элементов творческого дизайнерского мышления;
-разработать методические рекомендации и упражнения, направленные на повышение уровня развития элементов дизайнерского мышления.
Специально проведенный формирующий эксперимент выявил возможность развития элементов дизайнерского мышления. Работа проводилась на материале художественного конструирования.
Прежде всего для работы с учащимися мы определили круг необходимых теоретических сведений, которыми они должны обладать при обучении, ориентированном на развитие элементов дизайнерского мышления.
Эти сведения включают:
-единство функции и формы
-соответствие формы и материала
-соответствие формы и цвета
-знания о средствах гармонизации: пропорции и пропорциональность, масштаб и масштабность, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, цветовая гармония.
Созданию новых эстетически значимых предметов требует и от учителя специальных знаний и умений без которых его педагогическая деятельность не может успешно развиваться. К ним относятся элементарные знания о технической эстетике, художественное видение предмета или группы предметов, их выразительных средств, формирование у учащихся способности улавливать особенности конструктивного строения предмета, соответствие цвета, формы, материала, умение представлять увиденное в новой композиции и воплотить его в изделии.
В программу по трудовому обучению следует ввести следующие знания:
1 класс.
ЦВЕТ. Основные и дополнительные цвета.
Хроматические и ахроматические цвета.
Цветовой круг. Нюансное и контрастное сочетание цветов. Холодные и теплые цвета.(74,с.12)
При создании различных композиций необходимо учитывать сочетания цветов, знать, как они влияют друг на друга. Для этого надо знать некоторые свойства цветовой гармонии-согласованности в сочетании цветов.
За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда. Цветовой круг можно разделить по диаметру пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые, а в другую половину круга голубовато-зеленые, голубые, синие, сине-фиолетовые. Цвета красно-желтой половины круга и все их оттенки называются теплыми. Цвета голубо-синей половины круга и все их оттенки называются холодными.
Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью, насыщенностью. Яркость -степень близости к белому цвету, т.к. из всех окружающих нас предметов наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые (самые яркие)будут цвета, близкие к белому.
Насыщенность. цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской.
Хроматические -все цвета спектра и их оттенки.
Ахроматические -белый, серый, черный.