Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на формирующем этапе эксперимента.

-массивность формы усиливается от сочетания контрастных цветов и с помощью темных тонов цветовой гаммы, снижается нюансными цветами, светлой цветовой гаммой.

сочетание пластичной и угловатой форм снижает угловатость всего предмета в целом.

-сочетание легкой и массивной форм делает вещь визуально изящнее.

Параллельно с усвоением необходимых теоретических знаний школьникам предлагалась определенная система упражнений, способствующих формированию элементов дизайнерского мышления.

Так, ориентировочную основу упражнений составляют следующие сведения:

1.Любую форму можно условно расчленить на геометрические фигуры;

2.Все предметы окружающего мира выполнены из материала. Выбор формы зависит от материала и наоборот.

3.Каждый предмет имеет цвет. Назначение цвета.

К самому началу обучения мы отнесли анализ формы предмета: это всевозможные упражнения на формирование умения разбивки общей конфигурации предмета на элементарные геометрические фигуры, упражнения на составление сложных форм из более простых, а также работа, направленная на развитие цветовидения.

Знания детей формируются через беседы, сообщения, постановку проблемных задач, закрепляются в процессе выполнения практических творческих заданий. При этом вопросы и задания первоначально носят преимущественно частный и репродуктивный характер, а в дальнейшем включает в себя творческий поиск, решение определенных дизайнерских проблем.

Так, при введении понятия целесообразности учащимся предлагается рассмотреть различную зимнюю одежду и вместе с ней купальник и соломенную шляпку. Дети выводят их из ряда, мотивируя свои действия, формированию понятия целесообразности будут способствовать вопросы и задания

типа:

-Почему нож, топор имеют такую форму?

-Чем продиктована форма иголки?

-Зачем мы носим перчатки?

Исключи лишний предмет, объясни свое решение (демонстрируются комплекты: выходной костюм, галстук и кеды; спортивный костюм, кеды и галстук "бабочка")

-Убери из комнаты лишнюю мебель.

-Почему конная телега имеет прямоугольную форму? Нужна ли ей обтекаемая форма и легко ли такую форму делать из дерева?

Особое внимание на фоне всех полученных знаний мы уделили развитию у детей стилевого чутья и формированию способности художественного проектирования. Учащимся сообщались следующие сведения: набор предметов выглядит красивее, если они имеют похожие формы, одинаковую окраску, общий или похожий рисунок. Теоретические положения вводились через наблюдения за общностью групп предметов, связанных ансамблем. Учащимся предлагалось определить принадлежность предмета к одному из двух сервизов, нужно было не просто сказать к какому сервизу относится эта чашка и блюдце, но и объяснить свою точку зрения через рассуждение. (Почему ты так считаешь?)

Работа по формированию у учащихся способности к проектированию была направлена на развитие следующих умений:

-видеть саму будущую конструкцию (изделие);

-изобразить ее для прочтения другими (чертеж,рисунок);

-сделать макет изделия для большей степени наглядности;

Так, само понятие проекта определялось как изображение будущего, пока еще не существующего предмета. Например, проект дома-это придуманный и нарисованный дом, его пока еще нет на самом деле. Прежде чем построить дом, его надо придумать, спроектировать.

С учетом возраста детей введение теоретических сведений о проектировании производится в специально организованной и управляемой игре (или ее элементов). Например:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9