Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на формирующем этапе эксперимента.
-постепенное усложнение заданий и упражнений;
-характер заданий заставляет обратить внимание на композиционную целостность, функциональность(степень соответствия формы, цвета, материала, декора основным функциям изделия) технологичность( лаконичность конструкции, адекватность способов работы),единство предмета и среды(стиль) ;
-разнообразие форм и методов организации обучения.
Мы предлагаем следующую систему упражнений во втором классе:
1.Знакомство с цветовым кругом. Основные цвета.
2.Составление композиции с использованием 1-2 форм, располагая ритмично.
3.Составление композиции с использованием 1-2 формы и 1-2 цветов, располагая ритмично.
4.Создание собственных композиций с использованием различных форм и цветов.
5.Использование знаний о контрастном сочетании цветов при изготовлении изделий.
6.Закрепление понятия "симметричность" и "асимметричность" при изготовлении аппликации.
7.Создание вещей определенного настроения (новогоднего) 8.Упражнения на формирование умений разбивки общей конфигурации предмета на элементарные геометрические фигуры.
9.Понятие "целесообразности". Задания, направленные на выявление функции предмета и его формы, на исключение лишнего предмета.
10.Понятие "проектирование". Создание проектов будущих, пока еще не существующих предметов.
11.Понятие "стиль", "стилевое единство". Подбор подходящих по художественным особенностям деталей к ансамблю предметов.
12.Проверка знаний детей о форме, цвете, их свойствах (комплексная самостоятельная работа).
Одним из аспектов формирующего эксперимента является последовательная организация эстетико-педагогических условий, способствующих развитию творческого мышления.
Организация эстетико-педагогических условий началась с учебно-дизайнерских условий, создающих объективную среду, способствующую развитию творческого мышления. С педагогической точки зрения, утилитарная организация школьного пространства предполагает создание окружающей учебной среды, удовлетворяющей психо-физиологическим потребностям детей в соответствии с эргономическими требованиями. Участие детей в организации учебно-дизайнерских условий идет по следующим направлениям:
-создание и оформление предметов классного интерьера;
-изготовление декораций и костюмов к празднику.
Социально-эмоциональные0 условия строятся на взаимоотношениях, которые переносятся и на взаимоотношения детей между собой. Главным акцентом является педагог, обладающий духовной гармоничностью (добротой, порядочностью, тактом, честностью, эстетическим отношением к действительности, эстетическими убеждениями, вкусом, высоким уровнем интеллекта, артистичностью, творческим мышлением и т.д.)
Кроме этого, учитель устанавливает демократический стиль общения, приближенного к взаимоотношениям матери и детей, строящегося на любви, ласке, доверии, взаимопонимании.
Это способствует установлению тех показателей, которыми характеризуется эмоциональная комфортность каждого ребенка, чувства защищенности, уверенности в себе и поддержка других, творческая свобода. Социально-эмоциональные условия обеспечивают отсутствие в детском коллективе серьезных конфликтных ситуаций, враждебности, агрессивности и сохранение долгих дружеских отношений в классе и с педагогом.
Творческая направленность социально-эмоциональных условий приобретается в процессе организации эвристико-дидактических условий, заключающихся в использовании творческих форм и методов педагогической деятельности.