Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на формирующем этапе эксперимента.
Программа по трудовому обучению.
(основы дизайнообразования).
Принципы построения программы:
1.Общекультурная (мировоззренческая, духовно-пространственная) направленность. Этот принцип подразумевает формирование у учащихся через практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей действительности: в первую очередь о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой; о социально-психологической и социально-исторической информативности мира вещей и так далее.
Содержание курса призвано также обеспечить расширение круга художественно-эстетических и специальных знаний и формирование широких созидательных возможностей личности.
2. От общего к частному (в формировании духовно нравственных установок) и от частного к общему (в формирование конкретных знаний и способов работы). Младшие школьники удивительно отзывчивы на эмоциональное воздействие природы и искусства, благодаря чему они в состоянии довольно глубоко «ощущать» те сложные философские идеи, которые лежат в основе дизайнерского мышления.
В связи с этим программа предусматривает освоение более частных дизайнерских вопросов (единства эстетических и функциональных качеств в предмете целесообразности конструкции, технологичности способов работы, единства цвета и формы, соответствие материала формы, соответствие различных форм в композиции) на фоне выработки общефилософского подхода к проблеме «Природа-Человек-Предметная среда».
Что касается конкретных способов ручной работы и соответствующих им знаний и умений, то в соответствии с психологической природой ребенка их формирование удобнее осуществить от простого к сложному, от частного к общему.
3. Целостность формирования дизайнерского мышления. Личность едина; большинство видов человеческой деятельности также целостны, то есть одновременно включают в себя несколько различных компонентов. В связи с этим наиболее естественно строить формирование конкретных параметров дизайнерского мышления не изолированно друг от друга, а комплексно, т о есть в процессе выполнения конкретного изделия ученик рассматривая его как часть целого, учитывая возможные эстетические, социально-психологические и другие взаимосвязи с этим целым.
4.Вариативность содержания, многообразие конкретных тем и изделий, творчество учителя. При общности цели и единстве принципов программа предусматривает самые широкие возможности для отражения в конкретном содержании уроков, региональных, социально-культурных и других местных особенностей. Количество уроков также может меняться.
Основываясь на принципах и учитывая теоретические положения нашего исследования приведем примерный тематический план.
Тематическое планирование раздела «Художественное конструирование» по классам.
1 класс
№ урока |
Тема урока |
Теоретические сведения |
Практическая деятельность |
1. |
Урок – лабораторная работа по изучению видов и свойств бумаги. |
Бумага. Виды бумаг. Свойства: цвет, окрашиваемость, фактура, водопроницаемость, прочность, пластичность, прозрачность. |
-опыты по выявлению свойств бумаги; -изготовление коллекции бумаги. |
2. |
Основы формообразования и композиции. Форма. Веселые существа из коробок. |
Простая форма. Плоская, объемная форма. Детали, украшения. |
-изготовление поделок из различных коробок путем обертывания бумагой и украшения. |
3. |
Форма. Оригами. |
Трансформация плоского листа в объемную фигуру. |
-изготовление игрушек оригами с помощью приема сгибания и складывания. |
4. |
Ритм. |
Ритм. Орнамент. |
-орнамент в полосе из геометрических элементов. |
5. |
Ритм. Композиция из геометрических фигур. |
Композиция, силуэт модели. |
-изготовление «геометрического конструктора из картона». Составление силуэтов моделей различных предметов способом манипулирования. |
6. |
Симметрия. Картина из симметричных деталей. |
Симметричность в природе. Композиция. |
-изготовление картины –аппликации из симметричных деталей. «Лесная поляна» |
7. |
Асимметрия. Картина из вырезанных листьев. |
Асимметричность в природе. Композиция. |
-составление композиции из асимметричных деталей. «Панно». |
8. |
Цвет как средство выразительности. Мозаика. |
Ахроматические, хроматические цвета. |
-изготовление мозаической аппликации из хроматических и ахроматических цветов. |
9. |
Теплые и холодные оттенки одного цвета. Аппликация. |
Теплые и холодные оттенки одного цвета. |
-аппликация в теплых тонах. «Осенний букет»; -аппликация в холодных тонах. «Снеговик». |
10. |
Разработка и изготовление объемных игрушек и пространственных композиций. Образы зимы. |
Асимметричность, пластичность, легкость, динамичность, назначение, характер вещи. Некоторые свойства выражения замысла: путем моделирования формы. |
-украшение для комнаты. Подвеска – спираль. |
11. |
Изделия из сложенного квадрата бумаги. «Снежинки». |
Симметричность, ахроматические цвета, гармоническое сочетание цветов, соотношение форм. Выражение замысла путем выбора материала, ритма, элементов композиции. |
-изготовление снежинок из сложенного листа белой и голубой бумаги. |
12. |
Гирлянды в виде игрушек, зверюшек. |
Симметричность, контраст, нюанс, ритм, масштабность, сочетание цветов. |
-изготовление сложного фонарика |
13. |
Прямоугольные прорезные изделия «Фонарик». |
Симметричность, легкость, цветовое сочетание, теплые и холодные цвета. |
-изготовление елочного фонарика. |
14. |
Елочная игрушка «Дед Мороз». |
Цветовой фон, цветовые отношения (насыщенность, светлота), контраст, нюанс. |
-изготовление елочной игрушки из ваты и картона «Дед Мороз». |