Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий

Рассмотрим программу факультативного курса «Экология для младших школьников» в соответствии с программно-методическими материалами (1999) (Таблица 2).

Таблица 2

Программа факультативного курса «Экология для младших школьников»

А.А. Плешакова (1995).

Темы занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

1

2

3

1. Выясняем, что такое экология.

1.1. История с комарами и кошками.

1.2. Что такое экология.

2

Организм и окружающая среда, простейшая классификация экологических связей, разъяснение сущности и значения экологии

2. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения.

2.1. Природа вокруг нас.

2.2. Природа вокруг нас.

2.3. Природа вокруг нас.

3

Экскурсии, практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных, выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов.

3. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение.

3.1. Они могут исчезнуть.

1

Представители редких организмов (грибов, растений, животных), причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры по их охране.

4. Изучаем способы охраны природы.

4.1. Как охраняют природу.

4.2. По заповедным тропинкам.

2

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы, ботанические сады и зоопарки, питомники. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира.

5. Выясняем роль неживой природы в жизни живого.

5.1. Тепло, свет и жизнь.

5.2. Воздух и жизнь.

5.3. Вода и жизнь.

3

Солнце как источник тепла и света для живых существ, приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Роль света в жизни животных. Воздух и жизнь. Вода и жизнь.

Продолжение таблицы 2

1

2

3

6. Открываем жизнь в почве.

6.1. Живое в почве.

1

Разнообразие живых обитателей почвы, особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.

7.1. Вот какие растения!

7.2. Это всё животные!

7.3. По грибы без лукошка.

7.4. Полюбуйтесь: лишайники!

4

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. Грибы и лишайники как особые группы живых существ, их разнообразие.

8. Изучаем экологические связи в живой природе.

8.1. Дуб и все вокруг него.

8.2. Невидимая сеть.

8.3. Невидимая пирамида.

8.4. Кто как защищается.

4

Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть, экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.

9. Знакомство с охраняемыми растениями и животными.

9.1. Растения просят о помощи.

9.2. «Зелёная аптека» может закрыться?

9.3. Животные должны жить.

9.4. Операция «Стерх».

9.5. По ботаническим садам и зоопаркам.

5

Охраняемые растения, особенности их распространения. Лекарственные растения, их охрана. Охраняемые животные, причины сокращения их численности и меры охраны. История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам.

10. Мастерим домики для птиц.

10.1. Прилетайте, птицы!

1

Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7