Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий
Рассмотрим программу факультативного курса «Экология для младших школьников» в соответствии с программно-методическими материалами (1999) (Таблица 2).
Таблица 2
Программа факультативного курса «Экология для младших школьников»
А.А. Плешакова (1995).
Темы занятий |
Кол-во часов |
Содержание занятий |
1 |
2 |
3 |
1. Выясняем, что такое экология. 1.1. История с комарами и кошками. 1.2. Что такое экология. |
2 |
Организм и окружающая среда, простейшая классификация экологических связей, разъяснение сущности и значения экологии |
2. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. 2.1. Природа вокруг нас. 2.2. Природа вокруг нас. 2.3. Природа вокруг нас. |
3 |
Экскурсии, практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных, выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. |
3. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. 3.1. Они могут исчезнуть. |
1 |
Представители редких организмов (грибов, растений, животных), причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры по их охране. |
4. Изучаем способы охраны природы. 4.1. Как охраняют природу. 4.2. По заповедным тропинкам. |
2 |
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы, ботанические сады и зоопарки, питомники. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира. |
5. Выясняем роль неживой природы в жизни живого. 5.1. Тепло, свет и жизнь. 5.2. Воздух и жизнь. 5.3. Вода и жизнь. |
3 |
Солнце как источник тепла и света для живых существ, приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Роль света в жизни животных. Воздух и жизнь. Вода и жизнь. |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
6. Открываем жизнь в почве. 6.1. Живое в почве. |
1 |
Разнообразие живых обитателей почвы, особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия. |
7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. 7.1. Вот какие растения! 7.2. Это всё животные! 7.3. По грибы без лукошка. 7.4. Полюбуйтесь: лишайники! |
4 |
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. Грибы и лишайники как особые группы живых существ, их разнообразие. |
8. Изучаем экологические связи в живой природе. 8.1. Дуб и все вокруг него. 8.2. Невидимая сеть. 8.3. Невидимая пирамида. 8.4. Кто как защищается. |
4 |
Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть, экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой. |
9. Знакомство с охраняемыми растениями и животными. 9.1. Растения просят о помощи. 9.2. «Зелёная аптека» может закрыться? 9.3. Животные должны жить. 9.4. Операция «Стерх». 9.5. По ботаническим садам и зоопаркам. |
5 |
Охраняемые растения, особенности их распространения. Лекарственные растения, их охрана. Охраняемые животные, причины сокращения их численности и меры охраны. История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам. |
10. Мастерим домики для птиц. 10.1. Прилетайте, птицы! |
1 |
Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц. |