Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий
Учитель: Вот уже и две странички нашей газеты чистые, а мы пойдём дальше, на синюю страницу.
3-я страница: «Водоём».
Ученик: В водоёмах нашей страны в 2000 году оказалось 40 миллионов тонн загрязняющих веществ. Их основными источниками являются промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство. Около 1/4 сточных вод поступает в водоёмы без всякой очистки. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Чёрное и Азовское моря – это только некоторые адреса экологических проблем. А маленькие речки и озёра не только теряют чистоту, но зачастую совсем исчезают с лица Земли.
Корреспондент из отдела «Маленькие тайны природы»: Ребята, на уроке природоведения вы узнали о маленьком зверьке, которого называют барометром (то есть он предсказывает погоду). Кто это? (бурундук). В водоёмах тоже водится необыкновенная рыба-барометр. Это вьюн. Он очень чутко реагирует на изменения атмосферного давления. Перед ненастьем он начинает беспокоится и поминутно высовываться на поверхность. По его поведению можно предсказать изменение погоды даже за сутки. В ряде стран, например в Японии, вьюнов специально держат для этого в аквариумах. По поведению рыб учённые зачастую узнают не только об изменениях погодных условий, но и приближении таких стихийных бедствий, как цунами и даже землетрясения.
Учитель: Посмотрите, дети, какой красивой, чистой стала страница – теперь это чистая вода. А теперь следующая страничка нашей газеты.
4-я страница: «Почва».
1-ый ученик: Загрязнение почвы происходит, прежде всего, из-за применения в сельском хозяйстве ядохимикатов, или пестицидов. Примерно 55 миллионов гектаров пахотных земель основательно загрязнены ими, но если бы только пестициды загрязняли почву. Промышленность и автотранспорт оказываются виновниками попадания в землю-кормилицу свинца, ртути, меди, марганца и других веществ. Хорошо известно, каким опасным недругом почв являются овраги. Общая площадь оврагов у нас превысила 10 миллионов гектаров и продолжает расти. Если сложить протяжённость всех оврагов страны, получиться фантастическая цифра – 1 миллион километров. Вспомним для сравнения, что длина экватора Земли составляет 40 тысяч километров. Вот и получается, что если все наши овраги вытянуть в одну линию, то ими можно будет 25 раз опаясать земной шар.
2-ой ученик: Растут и горы бытового мусора. Каждый год его образуется около 57 миллионов тонн. Между тем, именно переработка мусора – лучший способ от него избавиться.
3-ий ученик: Сложный комплекс проблем связан с нерациональным, варварским использованием недр. В факелах сожжено более 12 миллионов кубических метров нефтяного газа. На месте некогда живописных ландшафтов вырастают рукотворные горы из отходов горного производства.
Корреспондент из отдела «Охрана природы»: Ребята, я предложу вам кроссворд о полезных ископаемых, которые иссякают на нашей земле из-за варварского их использования (рис. 11).
Учитель: Какая красивая, зелёная страничка! А сейчас посмотрите, у человечка из нашей газеты совсем другой вид: он улыбается – ему хорошо. Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь. Этому посвящена следующая страница.
5-я страница: «Здоровье».
Ученик: Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека огромно. Этот экологический фактор уже невозможно не учитывать при изучении состояния здоровья населения. Чётко прослеживается связь между загрязнением воздуха и заболеваниями дыхательных путей. В Краснодаре, например, эти болезни встречаются на 40-60% чаще, чем в других городах. Опаснейше влияние оказывают на здоровье людей пестициды.
Корреспондент из отдела «Лесная аптека»: Все вы ребята, любите игру «Звёздный час» – там надо из нескольких ответов выбрать правильный. Я предлагаю вам поиграть в эту игру.
1. Все ли эти растения являются лекарственными? (На табличке: крапива, колокольчик, синий василёк.)
2. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Одуванчик, молочай, подорожник.)