Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр, в футбол играли –
Веселились как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули и ушли.
И остались на поляне у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки.
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти!
Учитель: Правильно ли вели себя ребята на прогулке? Какой вред они нанесли окружающей среде, себе, другим людям?
Экологические задачи:
1. Один гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30–35 тонн пыли, лиственного леса – 50–70 тонн пыли. Каких деревьев нужно сажать больше и их оберегать?
2. Семья больших синиц за лето «обслуживает» 40 яблонь, поедая опасных для сада насекомых, а дятел за день съедает до 750–900 короедов. Какая птица съедает больше вредителей?
3. Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 сантиметр требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с полей смыло в половодье 10 сантиметров почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?
4. В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько стало заповедников?
5. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получатся из 3-х хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев требуется нашему классу?
6. Задача в стихах:
О комарах. (И. Демьянова)
Над болотцем тихо, тихо…
В тёплом воздухе парят
Сам Комар да Комариха,
С ними – туча комарят!
Комариха с Комаром говорят:
– Сосчитай-ка, Комар, комарят.
– Как же счесть, Комариха, комарят?
Не поставишь комарят наших в ряд.
Насчитала Комариха сорок пар.
А продолжил этот счёт сам Комар.
Комарят Комар до вечера считал.
Насчитал тринадцать тысяч и устал…
А теперь считайте сами, вы друзья:
Велика ли комариная семья? (13 082).
Учитель: Вот сколько задач, проблем и ситуаций мы с вами решили. Но это только капля в море экологических проблем планеты. Наше занятие я хочу закончить строками из стихотворения Я. Акима:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Берегите эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Детям вручаются эмблемы с изображением птиц, животных растений из Красной книги.
Внеклассная работа по природоведению открывает большие возможности для познавательной деятельности младших школьников. Она позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, воспитывать у младших школьников трудолюбие, настойчивость, формировать бережное отношение к природе, чувство ответственности за порученное дело.