Педагогическая система и педагогическая технология, их роль в формировании специалиста заданного профиля
принцип перспективности в планировании подготовки специалиста;
принцип оптимальности логики и междисциплинарных связей образовательного процесса.
Вторая группа принципов предопределяет ведение образовательного процесса, то есть, собственно принципы обучения, которые определяют функционирование целевой педагогической системы подготовки специалиста. К ним относятся:
принцип научности, профессионализма и фундаментальности в подготовке специалиста;
принцип активности, самостоятельности и сознательности в обучении;
принцип систематичности, последовательности и наглядности в обучении;
обучение на требуемом уровне трудностей;
прочность в овладении знаниями, навыками и умениями военной специальности;
самообучение, самоконтроль, самооценка и личная ответственность обучающегося за уровень подготовленности;
коллективизм и индивидуальный подход в подготовке специалиста.
Третья группа принципов охватывает деятельность руководящего и преподавательского состава по непосредственному руководству образовательным процессом в целом и его главными частями- учебной, методической, научной и воспитательной работой.
К ним можно отнести:
принцип адресности и диагностичности задач учебной, методической, научной и воспитательной работы вуза, факультета, кафедры, преподавателя;
принцип рациональности в обеспечении образовательного процесса;
принцип объективности в контроле, оценке и учете уровня успеваемости и подготовленности слушателей;
принцип оперативности в принятии решений и их выполнении по регулированию (корректированию) образовательного процесса.
На практике реализация указанных принципов приводит к стройной системе управления вузом и к стабильности в организации учебной деятельности, к требуемой результативности процесса подготовки специалиста.
Рассмотренные принципы взаимосвязаны, взаимообусловлены и предполагают определенные формы, методы и средства деятельности по организации и ведению образовательного процесса, то есть педагогическую технологию.
Современная педагогическая технология [ 4 ] представляет собой совокупность процессов определения (оптимизации) и реализации в образовательном процессе подготовки специалиста, цели обучения (для чего учить), содержания обучения (чему учить), форм и методов обучения (как учить).
Структурно педагогическая технология как процесс деятельности руководящего, преподавательского и административного состава вуза, факультета, кафедры включает технологию проектирования образовательного процесса (порядок подготовки и проведения учебных занятий, контроля и оценки успеваемости слушателей, курсантов, контроля и оценки качества занятий, других мероприятий учебной, методической, научной и воспитательной работы).
Предметным выражением единства технологии проектирования образовательного процесса и технологии обучения является структурно-логическая схема подготовки специалиста и соответствующая ей система видов учебных занятий. Такая технология реализует логику подготовки специалиста и оптимизирует междисциплинарные связи учебных дисциплин как по времени, так и по виду и месту проведения занятий.
Педагогическая технология в педагогической системе отражает структуру и динамику учебной деятельности и ее результаты. Вот почему учебный план подготовки специалиста должен связывать единой целевой установкой комплект учебных программ, чтобы в итоге обучения можно было определить уровни обученности. Такими уровнями являются: