Педагогическая система и педагогическая технология, их роль в формировании специалиста заданного профиля
Групповые упражнения по оперативно-тактическим дисциплинам имеют целью привить слушателям навыки в планировании, организации боевых действий, их обеспечении и управлении войсками [ 1, 2 ].
Подготовку и проведение группового упражнения условно можно разделить на предварительную и непосредственную.
В ходе предварительной подготовки (перед началом или в начале учебного семестра) целесообразно уточнить в учебном отделе и иметь в личном плане работы выписку из расписания занятий на семестр: в каком учебном отделении, когда, по какой теме предстоит провести ГУ. Это позволит правильно спланировать подготовку к их проведению по времени. Большую помощь преподавателю может оказать формуляр исходных данных для проведения ГУ. Такой формуляр может быть разработан в предметно-методической комиссии для общего пользования, но наиболее эффективно его использование индивидуально каждым преподавателем, проводящим ГУ. В формуляре, как правило, записываются следующие исходные данные: тема ГУ, время для его проведения, перечень учебно-методических материалов (УММ). На этапе предварительной подготовки следует уточнить наличие и степень отработки методической разработки. Особое внимание следует уделить на соответствие темы и учебных вопросов ГУ тематическому плану прохождения дисциплины, а также проверить перечень используемой литературы. Не секрет, что иногда требования новых нормативных документов по различным причинам несвоевременно учитываются в содержании ГУ, что ставит преподавателя в неловкое положение при проведении занятия. С этой же целью требуется проверить содержание схем, слайдов, диафильмов. Очень важно определить потребность в картах, вычислительных средствах, АСУ. При проведении ГУ на КП, оснащенном АСУ, следует проверить наличие и состояние материалов подыгрыша обстановки.
В ходе учебного семестра организация работы по подготовки к ГУ в основном сводится к следующему [6]. За 10-15 дней до начала ГУ необходимо получить в секретной библиотеке методическую разработку для проведения ГУ. Изучив ее, при необходимости обсудить с автором наиболее сложные вопросы, а также конкретный подход к организации ГУ. Изучить материал, получить ответы на все возникающие вопросы. Для формирования методических навыков посетить занятие опытного педагога по близкой теме. По наиболее сложным ГУ на кафедре планируются открытые занятия. Выводы и рекомендации из анализа этого занятия следует учесть.
Непосредственную подготовку к ГУ следует начинать за 5-7 дней до его проведения. Прежде всего, разработать план проведения занятия, утвердить его у старшего начальника. В нем выделить главные моменты другим цветом. Имея в плане список пофамильно отделения способствует фиксации промежуточных результатов оценки слушателей.
При планировании общего вступительного опроса готовится контрольный бланк (карточка) для каждого слушателя. В ходе занятия это задание выдается на 3-4 минуты.
В целях подготовки слушателей к ГУ разрабатывается задание. В нем указываются: номер ГУ, тема, литература, что иметь, к чему быть готовым. Через 1-2 дня следует убедиться, что задание получено. При необходимости провести консультацию.
За 1-3 дня до занятия в журнал заказов на обеспечение занятий записывается заявка, в которой указывается когда, куда и какие наглядные пособия следует представить лаборантам.
Провести работу по окончанию личной подготовки: получить необходимую литературу, провести тренировку в методическом кабинете.