Педагогическая система и педагогическая технология, их роль в формировании специалиста заданного профиля
Третья особенность состоит в следующем. В нашем вузе преподаются элементы военного искусства, которые относятся к теории и практике стратегии, самостоятельного курса которой у нас нет. Поэтому данный материал "прикомандирован" к самой высокой по уровню иеррархии кафедре- кафедре № 2 и, конкретно, к учебной дисциплине Д-21.
В силу этих обстоятельств курс оперативного искусства является не вполне целостным и логичным. Он состоит из двух условных этапов- основ оперативного искусства (на них дается и деление геостратегического пространства, и военная доктрина, и структура Вооруженных Сил и т.д.) и собственно оперативного искусства ВВС (раньше- ПВО). Но групповые упражнения в рамках учебной задачи закрепляют знания только по второму этапу. В итоге у слушателей теряется грань между стратегией и оперативным искусством. А то, что курс читается в 1 и в 4 семестрах лишь усугубляет путаницу в восприятии материала.
Четвертая особенность. На групповых упражнениях по оперативному искусству слушатели ставятся в роль командующего, начальника штаба, начальника оперативного отдела объединения. Но в своей реальной жизни они не только не служили в оперативных штабах, но и никогда в них ранее не бывали вообще. Для них здесь все новое: терминология, обязанности, рабочие места на КП.
Здесь же следует отметить, что и преподаватели, обучающие слушателей оперативному искусству, в подавляющем большинстве имеют прохождение не выше полка. Тому способствовала недальновидная в последние 10 лет политика военного и государственного руководства по отношению к армии вообще и к вузам в частности. Утерян престиж профессии преподавателя, снижены должностные категории, тарифные разряды.
Особенно тяжело таким преподавателям приходится на групповых упражнениях, где наряду с заблаговременно подготовленными приходится решать такие возникающие задачи, которых предусмотреть нельзя.
Пятая особенность обусловлена теми объективными процессами, которые существенно снизили исходный уровень тактической подготовки слушателей, с которым они попадают в стены нашего вуза. Боевое дежурство в войсках практически свернуто. Требования к поддержанию боевой готовности снижены. Выезды на государственные полигоны для проведения реальных стрельб стали редким явлением в служебной практике каждого офицера войск ПВО. Летчики имеют налет на порядок меньший, чем каких-то 10-15 лет назад.
В результате слушатели ВУ ПВО за два года не столько растут профессионально (поднимаясь на уровень оперативного искусства), сколько вынуждены наверстывать упущенное (на уровне тактики). А двухлетняя система образования ограничивает и эту перспективу.
Наконец, проанализируем тот ряд занятий, которые проводятся на командных пунктах.
Наши (университетские) командные пункты оперативно-тактического и оперативного звена управления оснащены комплексами средств автоматизации: "Протон-2М" и "Алмаз". В войсках такую аппаратуру имеет всего одно соединение и одно объединение вида ВС. В остальных аналогичных структурах развернуты либо другого типа средства, либо боевая работа ведется на неавтоматизированных КП. Следовательно, подавляющее большинство выпускников будет проходить службу не на том оборудовании, на котором обучался.
А между тем, на занятиях немалая часть времени уходит именно на обучение "обезъяньей" работе- как с помощью органов управления вызвать тот, или иной формуляр на индикаторе АРМ, как подать команду и т.д. Сама по себе данная работа не является элементом оперативного искусства, а лишь создает необходимые условия для его изучения. А времени требует много. Преподаватели кафедры №2 неоднократно обращались по команде с просьбой перевести занятия на неавтоматизированную базу, где все 100 % учебного времени можно отдавать вопросам управления войсками в ходе операции, а не освоению рабочих мест.