Педагогическая система и педагогическая технология, их роль в формировании специалиста заданного профиля
Как и всякое учебное занятие, ГУ начинается с объявления темы, целей, учебных вопросов и порядка их отработки. Положительное влияние на весь ход занятия окажет правильно сформулированная и отмеченная во вступительной части важность рассматриваемой темы. В некоторых случаях полезно отметить эту важность с двух точек зрения: для учебы в академии (использование полученных знаний и навыков при проведении КШУ, в ходе разработки и защиты дипломных работ, при сдаче государственных экзаменов по оперативно-тактическим дисциплинам и в практике войск. Существенного различия в этих точках зрения быть не должно, но некоторые особенности каждой из них, на наш взгляд, должны быть обозначены. Контроль готовности обучаемых к ГУ может быть проведен различными известными способами. Опыт показывает, что наибольшая эффективность достигается в ходе проведения короткой практической летучки по индивидуальным заданиям. Содержание задания должно быть направлено на подготовку обучаемых к выполнению обязанностей при отработке основных вопросов ГУ. Следует избегать заданий, направленных на формирование теоретических положений, шаблонных решений и т.д. Важно также четко выполнять временные ограничения. С этой целью время начала и окончания решения тактической летучки можно записать на доске или в бланке задания. Оценку решения летучки преподаватель может провести в ходе занятия (во время самостоятельной работы обучаемых), во время перерыва или после занятия. В первых двух случаях оценка за практическую летучку учитывается при определении общего уровня подготовки на данном ГУ.
Отработка учебных вопросов ГУ, как правило, начинается с объявления исходной обстановки. Основные элементы исходной обстановки целесообразно записать на доске или продемонстрировать на кадре диафильма. К ним относятся: состав сторон и их состояние, оперативное время, должность, в которой обучаемым предстоит отрабатывать учебные вопросы.
Разделив учебное отделение на несколько групп (штабов, управлений), преподаватель может использовать элементы состязательности между ними. При отработке учебного вопроса слушатели одной из групп докладывают свой вариант решения, а слушателям другой группы предоставляется право критики, оценки докладов решений, принятых на карте, модели и т.д. В некоторых случаях преподаватель должен быть готов сам доложить вариант решения, причем поучительность такого приема целиком зависит от уровня его личной подготовки. Наращивание обстановки обычно осуществляется путем объявления вводных, основное содержание которых также целесообразно записать на доске.
Алгоритм работы обучаемых в той или иной роли может быть представлен на схеме, кадре диафильма. На отдельных кадрах диафильма целесообразно показывать информацию для коллективного пользования: таблицы, графики, нормативы и т.п. Но нельзя злоупотреблять этим приемом. На ГУ, проводимом в течение двух учебных часов, достаточно использовать 2-3 таких кадра.
Важно привить слушателям способность и навыки самостоятельной работы с первоисточниками: приказами, директивами, сборниками, наставлениями и другими нормативными документами. Для достижения отдельных воспитательных целей важно предъявлять к слушателям высокую требовательность в выполнении Уставов ВС РФ, добиваться четкого формирования предложений, решений, не допускать ненужных на данном ГУ теоретических рассуждений. В том случае, когда обучаемый допускает грубую тактическую ошибку, целесообразно немедленно прервать его доклад и потребовать ее исправления. Такой же метод оправдан и в тех случаях, когда в докладе допускаются слова- "паразиты", оговорки.