Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по использованию дидактической игры на этапе повторения знаний.
Изучив и проанализировав рассмотренные выше методики, попробуем экспериментально выявить обоснованность применения дидактических игр на этапе повторения знаний на уроках русского языка, и их эффективность.
Исследование будем проводить в три этапа. На первом этапе – Констатирующий эксперимент, выявим при помощи среза на уроке русского языка уровень подготовленности учащихся двух параллельных классов по определенной теме, качество усвоения знаний учащимися и проведем анализ полученных результатов эксперимента. На втором этапе – Формирующий Эксперимент, повторение указанной темы в одном из классов будем проводить по стандартным методикам, а в другом – с использованием дидактической игры. На третьем этапе – Контролирующий Эксперимент, проведем еще один контрольный срез, целью которого является сравнение полученных результатов с результатами Констатирующего Эксперимента. Проведем анализ полученных результатов.
1. Констатирующий эксперимент.
Цель:
Выявление реального уровня качества усвоения знаний в контролируемых классах.
Содержание эксперимента:
Исследования проводились в классах 3«А» и 4 школы № 3 п.Новорудного.
Эксперимент проводился в форме диктанта по теме «Падежные окончания имен существительных». Текст диктанта был выбран в соответствии со следующими требованиями:
1. Текст диктанта должен быть понятен ребенку, т.е. должен содержать понятную ему лексику;
2. Орфограммы, встречающиеся в диктанте должны быть известны детям;
3. Содержание диктанта должно соответствовать возрастным особенностям детей, быть интересным для них;
4. Текст должен содержать существительные всех родов, представленных в различных падежах.
«Пришла зима.
Рано утром старик вышел из избушки. За одну ночь все в природе изменилось. Низкие облака ползли над самой землей. Они чуть не цеплялись за верхушки ели. Вид был печальный. В воздухе кружилась живая сетка из мягких пушистых снежинок. Избушка показалась старику такой маленькой, точно она вросла в землю. У берега стояла лодка. Старик с собакой в лодке поехал смотреть рыболовные сети. (по Д. Мамину - Сибиряку)».
С целью чистоты эксперимента, оценка результатов диктанта проводилась по грамотности расстановки падежных окончаний имен существительных. Оценка других ошибок, допущенных учениками при написании диктанта, проводилась дополнительно, и не отразилась на результатах эксперимента.
В качестве показателей качества усвоения знаний учащимися нами были выбраны следующие:
· Средний балл – средняя отметка учащихся, показывающая средний уровень успеваемости в классе;
· Дисперсия (среднеквадратичное отклонение) – величина, показывающая, на какое среднее значение отметка среднего ученика отклоняется от среднего балла.
Результаты тестового обследования приведены в таблицах Т.1 и на диаграммах Д.1, Д.2.
Класс/отметка |
3 «А» класс |
4 класс |
Количество учащихся |
12 |
14 |
Получили отметку 5 |
2 |
3 |
Получили отметку 4 |
5 |
4 |
Получили отметку 3 |
4 |
6 |
Получили отметку 2 |
1 |
1 |
Средний балл |
3,64 |
3,63 |
Среднее отклонение от среднего балла |
0,85 |
0,89 |