Деятельность социального педагога в условиях учреждений начального профессионального образования
Введение института социальных педагогов является закономерным процессом. Данный институт был введен в нашей стране в начале 90-х годов.
Необходимость создания в России института социальных педагогов, их профессиональной подготовки обосновали исследователи В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, Р. А. Литвак и
др.
В исследованиях Б. 3. Вульфова, И. А. Зимней, В. С. Ма-гун, А. В. Мудрик, Т. Д. Шевеленковой и др. разработаны базовые характеристики, квалификационные требования и функции деятельности социальных педагогов.
Анализ отечественной и зарубежной литературы позволили нам определить основные направления деятельности, базовые характеристики и профессионально значимые качества личности социального педагога.
М. А.Галагузова определяет социального педагога как «специалиста, организующего воспитательную работу с детьми в разных социокультурных средах. Социальный педагог изучает • психолого-педагогические особенности личности и окружающей его микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную социальную помощь в поддержке обучающимися и воспитанникам, выступает посредником между лич-
ностью и образовательным учреждением, семьей, средой, органами власти». (55)
Исследователь Р. А.Литвак дает следующую характеристику деятельности социальных педагогов: «Он как бы ставит социальный диагноз, изучает психологические и возрастные особенности детей, вникает в их микросоциум, мир интересов, круг общения, в условия их жизни . выявляет положительные и отрицательные факторы социализации личности ребенка, психологические, медицинские, правовые, экологические проблемы . обеспечивает в работе с личностью своевременную превентивную профилактику различного рода отношений - нравственного, физического, психического, социального плана».
Модель деятельности социального педагога в учреждениях начального профобразования была разработана исследователем Литвак Р.А. в ходе опытно-экспериментальной работы в 1.993-1995 гг. Специфика деятельности социального педагога в данных учреждениях заключается в многообразии функций, выполняемых учреждениями начального профессионального образования: гуманистической, образовательной, профессиональной (112).
В основу концепции деятельности социального педагога в профессиональных училищах была взята идея, базирующаяся на следующих положениях:
- во-первых, социальный педагог, как подчеркнуто в квалификационной характеристике, призван реализовать функции развития и социально-педагогической защиты и поддержки детей в социуме;
- во-вторых, как показывает практическая деятельность, социальные педагоги существенным образом влияют на изменение психолого-педагогического климата в социуме.
Основу профессиональной деятельности социального педагога составляет социальная работа.
По определению Национальной Ассоциации социальных работников СМА (1972 г.) социальная работа - это «профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или коллективам в повышении или восстановлении способности к социальному функционированию и создание благоприятной общественной ситуации в их целях».
Анализ отечественной и зарубежной литературы (И.А. Зимняя, В.Н.Лавриненко, Е.И.Холостова, Дж.О.Билланс, Р.Рамзес и др.), позволил определить цель социальной работы, заключающейся в материализации, о предмечивании интересов и потребностей, человека, достижении социально и личностно значимых результатов, закреплении или изменении социального положения личности, группы.
Социальная работа (в прошлом - простая благотворительная непосредственная помощь отдельным социально ущемленным, обездоленным людям) становится сегодня деятельностью, предполагающей социальную защиту каждого человека, его потребностей, интересов, человеческого достоинства, права на полноценное развитие.
Необходимость защиты ребенка от неблагоприятных факторов развития в той или иной мере затрагивалась педагогами - гуманистами И. Г.Песталоцци, К. Д.Ушинским, теорети-
ком свободного воспитания Л. Н. Толстым и др. Защищенность ребенка в воспитательном коллективе отстаивали
А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Понятие «защита» в общенаучном плане (исходя из словарей) имеет весьма широкий спектр употребления: