Деятельность социального педагога в условиях учреждений начального профессионального образования
- прогностическую - заключающуюся в прогнозировании характера развития личности и среды, с целью выявления позитивных и негативных факторов данного процесса;
- превентивно-профилактическую и социально-терапевтическую - направленную на разработку мер по предупреждению развития и преодоления негативных явлений, способных нарушить или затруднить ход позитивного процесса развития личности ребенка.
Асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою биологическую природу. В основе данного поведения лежат социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной превентивно-профилактической деятельности.
Особое место в данной деятельности занимают создание и разработка педагогических коррекционных программ, направление на выявление отклонений и их коррекцию. Анализ раз-
работки такой программы, сориентированной на деятельность социального педагога, выполняющего превентивно-профилактическую функцию, содержится в работах ученых В.П.Кащенко (86), И. Ф. Мягкова (23);
- охранно-защитную - включающую создание условий, обеспечивающих защиту и реализацию прав ребенка и среды формирования личности на основе международной и государственной нормативно-правовой базы.
Функция оказания социальной помощи и поддержки ориентирует социального педагога на изучение: различных социо-культурных сред (семья, социальная группа, микроколлектив);
процесса формирования и развития личности (четырех ее аспектов - медицинского, психологического, социального и педагогического); взаимовлияния личности и микросреды ее обитания; теории отклонений; условий и способов социальной помощи и поддержки; нормативно-правовой базы охраны детства и семьи;
- компенсаторную и реабилитационную, заключающиеся в создании условий, необходимых подростку для более полного удовлетворения личностных и социально-значимых потребностей и интересов;
- организаторскую - направленную на организацию социальной творческой деятельности.
Таким образом, социальный педагог в системе учреждений начального профессионального образования осуществляет педагогическую, психологическую, исследовательскую, диагностическую, прогностическую и другие формы деятельности в
области развития, коррекции, социальной адаптации и реабилитации личности учащегося.
Целью деятельности социального педагога в профессиональном училище является социально-педагогическая адаптация личности учащегося, создание психолого-педагогических условий данного процесса.
Для осуществления данной цели необходимо определить квалификационные требования к специалисту. В их основу были положены разработанные отечественными учеными профес-сиограммы. Исследователями Н.Ю.Васильевой, Л.Г.Гусляко-вой, И.А.Зимней, В.С.Магун, Т.Д.Шевеленковой предложены следующие компоненты составляющие основу базовой характеристики социального педагога (79):
- психолого-педагогическая компетентность;
- способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество, выполнять своеобразную роль «третьего человека»;
- умение влиять на общение, отношения между людьми;
- умение стимулировать, побуждать человека к той или иной деятельности для решения его собственной проблемы;
- способность работать в условиях неформального общения, в позиции неформального лидера, способствующего проявлению инициативы, активной субъективной позиции личности подопечного;
- умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных;
- осознание социальным педагогом само ценности человеческой личности, ее индивидуальности и творческой сущности;
- умение способствовать саморазвитию личности ребенка, создавать условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта;
- способность воспринимать, различать, интерпретировать и анализировать, а также вырабатывать профессиональные суждения;
- способность ситуативного разъяснения нескольких социальных процессов;
- знание и умение применять психологические приемы диагностики и изучения личности ребенка, его семьи и социума;
- способность к разработке конкретных методик социально-педагогической деятельности и т.д.
Определение данных критериев позволило сформулировать квалификационные требования, предъявляемые к социальному педагогу как профессионалу, включающие в себя: