Деятельность социального педагога в условиях учреждений начального профессионального образования
1. Охрана, ограждение, заступничество (кого-либо от чего-либо). В этом смысле защита выступает как средство психической, физической и душевной охраны.
2. Отстаивание интересов, прав (защита законных прав и интересов личности, закон как защита прав и свобод граждан).
3. Способ сохранения жизни. Согласно концепции гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) стремление человека к защищенности - одна из жизненно важных потребностей человека. А. Маслоу, выделяя потребность в безопасности в качестве одной из базовых потребностей человека, включает сюда стремление человека чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и жизненных неудач.
Исследователи О. С.Газман и А. В.Иванов определили понятие «педагогической защиты», которое представляет собой «систему педагогических действий, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность воспитанника в образовательном процессе, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил» (80).
На сегодняшний день в отечественной литературе (А.В.Иванов и др.) выделено три основных вида педагогической защиты:
- физиолго-педагогическая защита - обеспечение физического здоровья, безопасности жизни и развитие организма путем удовлетворения витальных потребностей.
Данная деятельность предполагает: во-первых, выявление заболеваний у детей и своевременное направление на лечение;
во-вторых - помощь в овладении основами физической культуры;
- психолого-педагогическая защита - совокупность способов и мер, направленных на оказание помощи в психологической стабилизации личности, на поддержание положительных эмоций, на развитие психологической устойчивости, творческой активности личности, способность к самопознанию и самореализации;
- социально-педагогическая защита - это система средств, мероприятий, которая:
а) способствует предотвращению межличностных конфликтов, формирует позитивные отношения между людьми;
б) способствует развитию способностей и интересов личности, защите его прав;
в) формирует и развивает личностные качества индивида, необходимые для позитивной жизнедеятельности.
Педагогическая защита ориентирована не только на то, чтобы создавать личности внешнюю защищенность, но и на то,
чтобы формировать у ребенка способность к самостоятельному решению собственных проблем.
Важным направлением деятельности социального педагога в работе с детьми - сиротами является их защита. Направленность работы социального педагога на защиту ребенка соответствует жизненной потребности человека в защищенности и в защите, тем самым реализуется гуманистический смысл процесса, направленного на создание условий для развития личности. Задача социального педагога заключается и в том, чтобы помочь детям-сиротам научиться самим решать трудные ситуации, создавать условия для нормального физического, психического и социального развития.
К ведущим функциям деятельности социального педагога в профессиональном училище следует отнести:
- диагностическую - направленную на диагностику личности ребенка и социальной среды (учебного заведения, семьи, друзей, учреждений досуга и спорта и т.д.) во взаимодействии с которой он находится.
Понятие «диагностика» имеет несколько толкований. В широком смысле под диагностикой понимается не только выявление факторов, детерминирующих процесс формирования личности, но и определение медико-биологических, психолого-педагогических и социально-педагогических параметров изучаемого объекта. Диагностика является важным и необходимым средством в деятельности социального педагога, от качества диагностики зависит характер дальнейшего взаимодействия с личностью.
Важным компонентом диагностирования, по убеждению исследователя Л.М.Кустова, является собственно педагогическая деятельность, которую он рассматривает в контексте новой отрасли научного знания - квалиметрия (педагогической диагностики). Суть его заключается в том, что педагог должен овладеть основами двух методологий: методология педагогической деятельности и методология педагогической диагностики. Последняя включает анализ-проектирования и воплощения. (102)
Данная теория обогащает и расширяет приведенную функцию социального педагога;