Деятельность социального педагога в условиях учреждений начального профессионального образования
1. Требования к личностным особенностям: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого, эмпатийность, готовность понять другого и оказать ему психологическую помощь и поддержку, эмоционально-позитивная направленность, эмоциональная устойчивость, установка на психическое здоровье, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.
2. Требования к деятельности:
а). К должностным обязанностям: организация социально-значимой деятельности среди подростков; социально-правовая защита клиента; координация деятельности различных государственных, общественных и клерикальных организаций для оказания действенной помощи клиенту и т.п.
б). К профессиональным знаниям и умениям: умение вычленять проблемы клиента, диагностировать их; уметь определять характер требуемой психологической помощи; к навыкам психологического консультирования, коррекции и реабилитации и т.п.
• в). К уровню сформированности деятельностно-ролевых умений: умению устанавливать равно партнерские отношения с клиентом, умению формировать новые социальные роли у клиента и т.п.
3. Требования к особенностям социального взаимодействия социального педагога и клиента: к умению координировать социальные связи и отношения (горизонтальные и вертикальные), умение координировать свои собственные действия на основе навыков наблюдения, отбора и анализа социально-значимой информации и т.д.
4. Требования к коммуникативным навыкам и умениям:
владение культурой общения, фасилитативные умения и пр.
Таким образом, становится очевидной и необходимой целесообразность создания системы отбора претендентов на роль социального педагога и их профессиональной подготовке.
В 1990 г. с целью организации научных исследований и подготовки специалистов по социальной педагогике в ряде пе-
дагогических вузов России были открыты отделения, факультеты социальной педагогики, а позднее была разработана концепция научно-методического обеспечения процесса подготовки социального педагога (В.Г.Бочарова, Г.М.Брагин, М.А.Га-лагузова). Были разработаны и приняты к реализации более тридцати учебных программ и специальных курсов по подготовке социальных педагогов более чем по десяти специализациям. К сожалению, на сегодняшний день недостаточно внимания в педагогических вузах уделяется подготовке педагогов, работающих с категорией детей-сирот, тем более социальных педагогов данной специализации. Специфика становления и развития личности детей-сирот, особенности организации жизнедеятельности данной социально незащищенной категории детей, требует специальной подготовки социальных педагогов к работе с детьми-сиротами.
• Как отмечалось во втором параграфе данной главы, категория детей-сирот отличается специфическими особенностями такими как:
- отставание в интеллектуальном развитии, наглядно-образном мышлении;
- недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять определенные правила при отсутствии контроля со стороны взрослых, что ведет к неорганизованности, ситуативности поведения;
- худшие, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье, здоровье детей-сирот, как физиологическое, так и психическое, высокий уровень заболеваемости;
- проблемами в формировании навыков продуктивного общения;
- конфликтность, высокий уровень тревожности, высокая интенсивность мотива страха отвержения;
- низкой самооценкой и ориентацией на оценку себе другими и т.д.
Все это позволяет определить основу подготовки социального педагога и работе с детьми-сиротами.
На наш взгляд, основу профессиональной подготовки должны составлять знания и умения в таких областях как:
- специфика становления и развития личности детей-сирот;
- социальное и нормативное сиротство, история вопроса и перспективы развития проблемы;
- деривация и деривационный синдром;
- система социальных учреждений, оказывающих помощь ребенку;
- проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот и т.д.;
- основы теории, методики и авторских педагогических технологий по работе с детьми-сиротами;