Система работы над изложением в старших классах специальной коррекционной школы.
Указанные недочеты встречались в изложениях учащихся из опытного класса, но гораздо в меньшей степени.
Как показывает проведенный анализ, учащиеся передавали содержание рассказа «Еж» используя, в основном, синтаксические конструкции исходного текста.
Из таблицы №3 видно, что количество правильно построенных предложений, как простых, так и сложных, у учеников 6 опытного класса больше, чем у учащихся из контрольного класса.
Этот факт говорит о том, что ученики экспериментального класса внимательнее относились к оформлению своих высказываний и старались строить развернутые предложения. Например: «Вдруг ежик распрямился, поднялся на лапки, огляделся и побежал под шкаф». Или: «Он бегал, нюхал, фыркал и совсем не обращал внимания на людей». Такие развернутые предложения передают действия ежа последовательно и подробно. Свернутые, малораспространенные конструкции чаще встречались в работах учащихся из контрольного класса, которые писали: «Он встал на лапки и побежал». «Он встал на ноги и побежал к шкафу». «Он не замечал людей и бегал по классу» и т.д. Из приведенных примеров видно, что пропуски некоторых слов обедняют содержание предложений и при этом не достигается полного воспроизведения фактов.
Учащиеся как контрольных, так и экспериментальных классов пользовались не только сложными предложениями оригинала, но в ряде случаев, строили сложноподчиненные предложения, отсутствовавшие в прослушанном тексте. Например: «Когда он осмелел он стал обращать внимание на людей» и «Когда пришли теплые весенние деньки ребята отнесли ежа в лес».
Недописанные предложения встречались в редких случаях, чаще конструкции упрощались (см. таблицу 3). Например: «На бегу он хрюкал и фыркал. Что ребята рассмеялись». Указанные недочеты свидетельствуют о том, что учащиеся еще недостаточно овладели синтаксическим строем речи.
Перейдем к характеристике словаря изложений.
Таблица №3 показывает, что в пересказах учеников как контрольных, так и экспериментальных групп чаще других частей речи встречались существительные и глаголы.
В пересказах школьников из экспериментального класса число существительных и глаголов оказалось меньше, чем у учеников из контрольного класса. Это, очевидно, можно объяснить тем, что в работах учащихся из контрольной группы появились слова, отсутствовавшие в воспринимаемом тексте, а ученики из экспериментальной группы воспроизводили содержание рассказа, приближаясь к исходному тексту.
Таблица №3
Количество использованных в изложениях предложений
(в % к общему их числу, имеющемуся в оригинале текста)
Классы | Всего пред-ложе-ний | Простые | Сложные | Переходные конструкции | Недописанные предложения | |||||||
Распространенные | Нераспространенные | Сложносочиненные | Сложноподчиненные | Усложненные | Упрощенные | |||||||
Правиль-ные | Ошибоч-ные | Правиль- ные | Ошибоч-ные | Правильные | Ошибочные | Правильные | Ошибочные | |||||
6 экс | 79 | 68 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 3 | 1 | 1 | 3 | 0 |
6 конт | 55 | 44 | 3 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 |
7 экс | 68 | 45 | 1 | 0 | 0 | 6 | 0 | 9 | 1 | 3 | 2 | 0 |
7 конт | 62 | 42 | 2 | 1 | 0 | 2 | 2 | 4 | 3 | 5 | 1 | 0 |