Система работы над изложением в старших классах специальной коррекционной школы.
Из таблицы №4 видно, что в экспериментальном классе количество использованных прилагательных, наречий и местоимений больше, чем в контрольных классах. Обогащение изложений учащихся названными грамматическими категориями говорит о возможностях шестиклассников актуализировать словарь текста, предназначенного для изложения.
Ученики из экспериментальной группы чаще использовали прилагательное «колючий», в то время как в контрольной группе это слово вообще опускалось школьниками. Редко они употребляли прилагательное «зоркий», «коротенький», заменяя их словами «маленький».
Итак, в опытной группе работы были более развернутыми. В них правильнее, полнее и последовательнее излагалось содержание прослушанного рассказа. Точнее употреблялись слова и словосочетания. Замены слов, в большинстве случаев, были адекватными. Синтаксических ошибок оказалось значительно меньше, чем в изложениях учащихся контрольной группы. Несомненно, специальная подготовительная работа, проведенная перед изложением, положительно повлияла на ученические письменные пересказы.
Таблица №4
Количество использованных в изложениях частей речи
(в % к общему числе слов, имеющемуся в оригинале текста)
Классы | Всего слов | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Наречия | Местоимения |
6 экс | 67 | 27 | 20 | 4 | 7 | 8 |
6 конт | 61 | 29 | 21 | 1 | 4 | 5 |
7 экс | 82 | 35 | 24 | 5 | 5 | 9 |
7 котн | 74 | 36 | 25 | 2 | 9 | 6 |