Система работы над изложением в старших классах специальной коррекционной школы.
Правильность изложения нарушают неадекватные привнесения, встречающиеся в работах учащихся контрольного класса значительно чаще, чем экспериментального. Например: «Шли месяцы наступило лето». «Поздней весной ежа отпустили на волю». «Когда пришла зима и когда вылезли из норы первые насекомые ребята выпустили его на волю». «Ранней осенью они отпустили его на волю».
Рассмотрим последовательность ученических изложений.
Из таблицы №2 видно, что резкие нарушения последовательности мало характерны для работ как учащихся из контрольного класса, так и из экспериментального класса.
Лишь в одной работе в контрольной группе последовательность оказалась полостью нарушенной. Вместе с тем, последовательность соблюдается от начала до конца в 75% работа учеников из 6 экспериментального класса и только в 35% работ у учащихся из контрольного класса.
Остановимся на примерах. Из изложения ученицы Лены С.: «Поздней осенью Ольга Ивановна принесла в школу ежа. Она положила ежа посреди класса. Еж испугался и лежал сначала неподвижно, как колючий шар. Все ребята отошли подальше и притаились».
Если сопоставить данную работу с изложением Дениса К. из контрольного класса, которая также рассматривалась нами как работа, в которой последовательность соблюдалась полностью, то можно отметить, что содержание рассказа воспроизводится менее подробно, чем в изложении Лены С. «Раз поздней осенью Ольга Ивановна принесла в класс ежа. Она положила на пол посреди класса. Еж лежал неподвижно. Ребята отошли и притаились».
Пропуски слова «еж» во втором предложении и словосочетания «колючий шар» в третьем предложении лишают пересказ конкретности, точности, точности и полноты. Однако, несмотря на перечисленные погрешности, мы отнесли подобные работы к числу тех, в которых последовательность выдержана от начала до конца.
Из таблицы №2 видно, что для работ учащихся контрольного класса, в основном, характерно частичное соблюдение последовательности. При этом наблюдаются пропуски как основных, так и второстепенных смысловых единиц, нарушающих порядок следования каждой части.
Таблица №2
Полнота, правильность и последовательность изложений текста.
Общее количество смысловых единиц (в %)
Классы | Воспроизведенных точно | Пропущенных | Передающих смысл правильно | Искажающих смысл | Не имеющих привнесений | Имеющих привнесения | Воспроизведенных | |||||||
Основных | Второсте-пенных | Основных | Второсте-пенных | Основных | Второсте-пенных | Основных | Второсте-пенных | Адек-ватные | Неадек-ватные | После-довательно | Частично после-довательно |
Непосле-довательно | ||
6 экс | 86 | 70 | 14 | 30 | 95 | 95 | 5 | 5 | 98 | 2 | 0 | 75 | 25 | 0 |
6 конт | 67 | 53 | 33 | 47 | 85 | 80 | 15 | 20 | 90 | 7 | 3 | 35 | 60 | 5 |
7 экс | 90 | 82 | 10 | 18 | 98 | 97 | 2 | 3 | 99 | 1 | 0 | 80 | 20 | 0 |
7 конт | 72 | 62 | 28 | 38 | 90 | 90 | 10 | 10 | 95 | 4 | 1 | 40 | 50 | 10 |