Информатизация учебного процесса
предполагается знание научных основ инфоноосферной эдукологии и информационной педагогики, а также педагогической информатики; понимание роли социально-экономических, научно-технических, психолого-педагогических и физиолого-медицинских факторов использования ЭКССТО; сравнительный анализ научно обоснованных моделей информатизации школы в стране и за рубежом. На теоретическом уровнетребуется знание дидактических принципов компьютерно-информационного обучения, закономерностей функционирования информационной среды учения, вопросов логического построения курсов основ информационного моделирования, основ теленетики. На прикладном уровне
требуется формирование понятий, знаний, умений и навыков в области ЭКССТО; освоение конкретных новых информационных технологий обучения.
Понятие информационной грамотности
включает в себя следующие компоненты:
• знание системы услуг для получения текущей и ретроспективной информации и регулярного обращения к ней, например к реферативному журналу «Информатика», к мировой сети Интернет;
• способность оценить ценность, эффективность и надежность информации, полученной из разных источников, для удовлетворения различных информационных потребностей;
• владение основными навыками приобретения информации в автоматизированных системах и хранения собственной информации.
Информационная культура требует прежде всего от директора и от учащегося новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих им необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационном обществе. Она выпол
от следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающе воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.
Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой — культурой общения, диалога в широком смысле этого слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога писателя и читателя, актера и зрителя, обучаемого и обучающего и др. Сергей Аверинцев, которому присуждена итальянская премия «Диалог между культурами», полагает: «Диалог — это то, что постоянно находится в опасности, но без чего на самом деле обойтись невозможно». (Известия, 21 января 2001 г.)
Культура и цивилизация относятся к полисемантическим многозначным понятиям; они строго не различимы и сводятся к материальным благам и текстам , накопленным народами, странами, человечеством.
Когда-то М. Горький определил: «Культура — это наука и искусство, цивилизация — техника и экономика». Информация в форме информационной культуры интегрирует культуру и цивилизацию, естествознание и искусство, реальный мир и виртуальный. В античной гуманистической парадигме мир — это единство реального и духовного миров, познание мира и умом и сердцем.
Образование через передачу информации, достижение ее
понимания и усвоение субъектом образования — один из основных способов передачи культуры и развития цивилизации. Настоящее образование всегда гуманно и гуманитарно, каков бы ни был набор учебных дисциплин, — все определяет учитель, его личность, опыт, совесть и страсть.
К основным чертам информационной цивилизации относят следующие процессы:
• сокращение числа людей, занятых в промышленном производстве и сельском хозяйстве;
• нарастание интенсификации информационного обеспечения производства, что способствует снижению потребностей в сырье, природе-сбережению и решению экологических проблем;
• внедрение наукоемких производств, что выдвигает в первые ряды даже малые государства;
• развитие в государстве взаимодействия пяти независимых
ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, власти интеллекта и власти информации, причем две последние пронизывают все ветви;