Информатизация учебного процесса
Модель творчества (5). При достаточном овладении компьютером как инструментом (модель изучения) учащийся может быть поставлен в ситуацию творчества. Компьютер в значительной степени снижает трудоемкость написания сочинений, позволяет оформить создаваемые тексты с высоким полиграфическим качеством. Создание компьютерных рисунков и программирование также можно рассматривать как творчество. Процесс творчества требует специальной творческой атмосферы, которой трудно добиться на уроке, тем более в ситуации, когда количество компьютеров ограничено и все учащиеся должны делать одно и то же.
Модель общения (6). Современные компьютерные сети реализуют функцию передачи сообщений между их пользователями. Возможности эти таковы, что в последние годы они превратились в значимый элемент человеческой культуры, который не может быть реализован другими средствами передачи сообщений на расстояние (почта, телефон, телеграф, факс). В компьютерных сетях наравне с простым общением на бытовом уровне могут быть реализованы образовательные проекты, содержащие наряду с материалами учебного назначения также и специфические для телекоммуникаций элементы мотивации учащихся. Эти средства позволяют также осуществлять дистанционное обучение с реализацией метафоры виртуальной классной комнаты.
Модель просмотра (browsing, surfing) (7). Учащийся, искушенный в использовании компьютера, обычно начинает знакомство с другим экземпляром компьютера не с реализации поставленной перед ним задачи, а с того, чтобы узнать содержимое долговременной памяти компьютера. Он просматривает каталоги, запускает заинтересовавшие его программы и просматривает файлы, могущие представлять для него интерес.
Этот просмотр или поиск является зачаточным примером того поведения, которое в полной мере может быть реализовано в сети Интернет. Аналогом этой деятельности может служить просмотр книг при свободном доступе в библиотеке. Эта модель реализуется как ради удовлетворения собственного любопытства, так и как метод поиска информации. При этом может быть так, что человек, осуществляющий этот поиск, не знает, что он ищет. Просто идет ознакомление с содержанием новых (незнакомых) массивов информации. В настоящее время пока еще не накоплен опыт практического учебного использования модели просмотра. Однако интерес к такой возможности очень велик, так что в ближайшем будущем можно ожидать появления методических материалов по ее использованию.
Модель добывания информации (8). Эта модель выделена как самостоятельный способ взаимодействия с компьютером, поскольку для целенаправленного поиска информации используются другие программные средства, чем те, которыми реализуется модель просмотра. Модель может быть реализована при учебном использовании электронных энциклопедий и путеводителей на CD-ROMах, например, при подготовке рефератов и докладов.
Модель опосредованного взаимодействия (9). Среди образовательных проектов существуют такие, которые не требуют непосредственного общения с компьютером всех участников проекта, хотя информация, полученная с компьютера, и определяет в значительной степени учебную деятельность.
Все рассмотренные модели могут быть полезными при реализации учебной деятельности учащихся с применением компьютера. Однако способы организации работы учащихся должны соответствовать используемым моделям.
При этом рекомендуется использовать следующие организационные модели учебного взаимодействия учащихся с информационными технологиями.
Классно-урочная модель А . Эта модель характеризуется тем, что компьютерами оборудованы все рабочие места учащихся, а также рабочее место учителя.
Предполагается также, что все компьютеры объединены локальной сетью и дополнены сервером. Взаимодействие с компьютером организовано во время уроков таким образом, что все учащиеся выполняют однотипные или просто одинаковые действия. Задача учителя упрощается. Он ставит проблемы, показывает как их решать и контролирует процесс. Контроль за одинаковыми заданиями весьма прост, также как и сравнительная оценка результатов. В наилучшей степени эта организационная модель реализует модель изучения (1), являющуюся вспомогательной для всех остальных. Кроме этого, модель просмотра (7) также может вписаться в компьютерный класс в случае, когда перед учащимися не ставится никаких конкретных целей, а происходит как бы освоение процедуры просмотра. Все остальные модели требуют индивидуализированных действий учащихся и, тем самым, в классно-урочную систему не вписываются.