Информатизация учебного процесса
2.4
Таким образом, в настоящее время типичной является ситуация, при которой основным единственным учителем в школе, умеющим пользоваться компьютером и знающим, как его использовать, является учитель информатики. Поскольку все компьютеры сосредоточены в кабинете вычислительной техники, то используются они в основном на уроках информатики. Если школа приобретает программы для использования компьютеров при изучении других предметов, то возможно редкое проведение таких уроков в кабинете вычислительной техники, естественно при непосредственном участии учителя информатики, как единственного учителя, способного запустить эти программы на компьютерах. Такая модель использования компьютера в школе получила название классно-урочной.
Трудно ожидать в обозримом будущем, что школы смогут оборудовать компьютерами каждое рабочее место учащихся. Это не реально еще и потому, что ни учителя, ни производители образовательных программ сегодня не в состоянии предложить учащимся постоянную содержательную работу за компьютером хотя бы по некоторым учебным предметам, кроме основ информатики. Это относится не ко всем школам, но к значительному большинству из них.
По-видимому, классно-урочная модель использования компьютера достигла предела своих возможностей. Следовательно, задача информатизации учебного процесса должна решаться другими способами.
2.5
В качестве набора таких способов рекомендуется использовать другие методологические и организационные модели учебного взаимодействия учащихся с информационными технологиями. В принципе могут применяться следующие методологические модели использования информационных технологий в компьютерных приложениях.
Модель изучения (1). Эта модель предназначена для изучения, освоения компьютера, пользовательского интерфейса, программы. Происходит освоение инструмента, орудия труда. Модель характеризуется непосредственным общением с компьютером с целью последовательного выполнения действий и проверки правильности реакции программного обеспечения. Модель имеет вспомогательное значение как подготовительный этап, обеспечивающий возможность реализации других моделей использования компьютера. В подавляющем большинстве случаев в школе пока используется в основном эта модель.
Модель существования (2). В последние годы все большее практическое значение приобретают программные средства, реализующие некоторые искусственные среды методом моделирования (simulation) или созданием виртуальной реальности. Используются также средства мультимедиа. При этом пользователь такого программного средства (в нашем случае - учащийся) воспринимает эту искусственную среду как реальность, в которой он некоторое время существует. Назначение таких программных средств может быть различным. Наиболее часто эта модель реализуется в компьютерных играх, тренажерах. Другим примером использования может быть использование сети Интернет, некоторые приложения которой позволяют реализовывать коллективную модель существования в искусственных средах.
Модель существования имеет большое значение, поскольку обладает наибольшим по силе воздействием на пользователя. Реализуется модель при непосредственном общении пользователя с компьютером. В качестве одного из вариантов учебного применения могут быть использованы созидательные игры, реализующие макроэкономические и социальные модели (например, SimCity, MotorCity, Civilization, Sims и другие).
Модель управления собственной информацией (3). Эта модель реализуется, когда в результате работы с компьютером пользователь накапливает некоторые материалы, требующие специального внимания в смысле организации хранения, обновления и т.д. Это самостоятельная работа, для выполнения которой требуются персональные ресурсы долговременной памяти. В простейшем варианте модель управления собственной информацией реализуется при создании учащимися собственных подкаталогов с результатами своей деятельности: текстов, графиков, таблиц и т.п.
Модель управления технологическим процессом (4). Это модель использования компьютера в качестве интеллектуального интерфейса между управляемым процессом и оператором. Что касается учебного процесса, то эта модель может использоваться при компьютеризованном управлении физическими или химическими опытами. Существуют наработки по управлению физическими параметрами в классной комнате, такими как температура, влажность, освещенность и другие. Они могут быть включены в учебный процесс при изучении таких дисциплин как физика, география, природоведение и другие.