Дидаскология
Если при переходе от первого ко второму появляется позиция, то на переходе от второй к третьей появляется позиция субъекта, субъектности, которая реализуется во внешнем плане. Эта самость воплощает деятеля. Психологический контекст рассмотрения самости определяется:
развитием произвольности психических функций (внимания, мышления, памяти .), которые имеют целью человека овладение самим собой, развитием способностей, нбх-х для осущ-я Д, освоением форм, способов, средств, схватывания и удержания "Я" человека, овладением средствами выражения своего "Я".
Развитие самости педагога в психологическом плане означает:
1) развитие произвольности психических функций, которое позволяет управлять собой (поведением, эмоциями .),
2) овладение Д, которая позволяет ее проектировать, развивать, делать гибкой,
3) освоение средств схватывания и удержания "Я", которое делает возможным присутствие и участие личности педагога в проф. Д (урок становится личностно-значимым для учителя, развития его личности и начинается процесс проф. саморазвития)
4) присвоение культурных образцов мышления и Д, которое позволяет педагогу культурно оформить свою самость и войти в социокультурный контекст.
Управленческий контекст рассмотрения самости обучения может рассматриваться как процесс управления. => 2 задачи:
управление своей самости, передача и трансляция средств управления их самости.
Должны быть организованы процессы, которые обеспечат управление самости:
целеполагание, принятие решений, контроль, мотивация.
Развитие самости связано с тем, что она все больше принимает на себя функции внутренней управленческой инстанции личности педагога, самость интегрирует в себе различные структуры и функции, качества личности., обеспечивает ее целостность. Развитие самости в целом направлено на "оживление" пед. позиции. Педагог с развитой самостью может определить направление и перспективы своего проф. развития и двигаться туда. Он активен, стремится развиватсья, инициативен, самостоятелен.
Каждый контекст характеризует определенный уровень становления самости:
философский - форма существования, психологический - содержание самости, управленческий - организация процесса развития. Одним из механизмов проф. саморазвития является самосознание.
Профессиональное самосознание.
Для самосознания нбх-о полагание себя в Д, в мышлении, в чувствах, нужно запечатлеть себя в чем-либо или ком-либо и затем исследовать это как проекцию себя (чувства, мысли, стремления, слова .). Важны и рамки, в которых все это возникает.
Подготовка педагогов сегодня связана с развитием такой способности, как организация внешних условий и внутренних условий (потребности, интересы, прогнозы .).
Т. о. механизмами пед. Д оказываются механизмы, основанные на внешней мотивации (долг, норма), т. е. организационно-формальные механизмы. Их избыток приводит к тому, что пед. Д не приобретает личностный смысл для педагога и внутриличностные силы человека не используются. Для хорошей работы должно быть "я хочу, т. к. мне интересен мой предмет", "мне это важно для собственного развития". Т. е. проф. Д должна стать личностно-значимой.
Самосознание позволяет интегрировать личность и проф. позицию, пед. Д обеспечивает проф. -личностный рост. Т. к. постоянно присутствует рамка "само-", то человек здесь вынужден взаимосвязывать себя и профессию (их проблемы, задачи, ценности).
Важный результат процесса развития самосознания является установка, отношение, позиция самодеятеля-профессионала в сфере собственной личности, собственного мира.
Процесс, обеспечивающий самосознание человека является коммуникация. Как организовать такую коммуникацию на уроке, которая позволяла бы осознавать себя педагогу. Чаще педагоги ставят задачи, связанные с учениками и передачей знаний. Надо задуматься о типах учащихся, о своем пути развития педагога и личности, о целях и значении труда.
Самосознание позволяет осмысленно выстраивать пространство и перспективы, цели, ценности, путь своего движения.
С. Л. Рубинштейн: "Своим человек признает то, что было им пережито, войдя в историю его внутренней жизни". => важно организовать процесс переживания человеком самого себя как педагога и личности на различных уровнях (например, уровне тела).
Развитие самосознания требует предъявления своей т/зр по различным темам и такой организации учебно-образовательного процесса, при которой предметные знания и способности становятся самостоятельной Д учителя, что приведет к партнерской и совместной Д с учащимися.
Развитие проф. самосознания становится возможным через организацию и осущ-е изменений в какой-либо его компоненте:
поведенческой, когнитивной,
аффективной (эмоционально-ценностной), что повлечет за собой изменения в других компонентах и в самосознании в целом.
Чтобы перейти к чему-либо другому, надо осознать то, что есть.