Дидаскология
Для характеристики проф. саморазвития важно определить критерии саморазвития и механизмы осущ-я саморазвития.
Критерии саморазвития:
1) самоорганизация качественных изменений в личности и Д;
2) доминирование в структуре пед. Д действий педагога, направленных на проф. обновление, на изменение своих свособов Д;
3) постановка и решение по отношению к самому себе пед., псих., организационных, предметных задач;
4) способность педагога воспринимать различные проявления окр. среды как предпосылки своего
проф. развития. Механизмы саморазвития:
1) самосознание, которое связано с пониманием, содержанием своего "Я",
2) самоопределение, которое связано с обозначением границ своего "Я",
3) самоактуализация, которая связана с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в "Я" человека,
4) самореализация, которая связана с выражением потенциала "Я",
5) самоД, которую осущ-ет субъект,
6) саморегуляция, которая связана с управлением различными сторонами своей личности и их интеграция,
7) самостроительство, которое связано с целенаправленным культивированием и развитием определенных ценностнозначимых способностей, сторон, качеств личности,
8) самоидентификация, связана с отождествлением и с разотождествлением себя с какой-либо ролью, образом,
9) самооценка, связана с соотнесением "себя актуального" и "себя потенциального" по различным основаниям. В каждом механизме "само-", которое обозначает личность человека, выступает в трех качествах:
1. как субъект процесса (тот, кто его организует, управляет),
2. как объект процесса (материал, по отношению к которому этот процесс осущ-ся),
3. как средство организации осущ-ия и обеспечивания этого процесса проф. саморазвития педагога.
Контексты и условия развития самости педагога.
Процесс становления и развития самости предполагает движение в направлениях:
ко все более полному раскрытию природного потенциала,
ко все более широкому освоению спектра средств видения, понимания, выражения, реализации внутреннего потенциала человека.
Связь между ними определяется результатом движения по первому, природному, направлению, который выражен в желании, стремлении, фантазиях, мечтах, воли к осуществлению. Результат движения второго направления - расширяется набор культурных форм, средств выражения. Единство природного и культурного направления - без природного нечему осущ-ся и реализовываться, а без культурного нет форм, средств и способов осущ-ния.
Процесс становления - самость предполагает поиск и установление соответствия между культурными формами и природным потенциалом, чтобы первые не искажали вторые.
В процессе становления самости должны быть заданы оба направления. Процесс становления самости связан с решением проблем: формирование мотивации учения, преодоление рутинности, однообразия пед. труда, пед. творчество, инициатива, самостоятельность.
Самость может быть рассмотрена в филос., псих., управленческом контектстах и др. Философский контекст рассмотрения самости.
Человек может быть взят как существующий в трех измерениях (духовном - мысли, душевном - чувства, телесном - действия). Каждому присущ определенный тип самости: чувствующая, мыслящая, действующая.
Чувствующая самость связана с восприятием и реакцией человека на изменения в среде. Ее цель -выживание и сохранение организма (избегание дискомфорта, негативной среды, отрицательно травмирующих ситуаций .).
Поведение человека - "мудрость природы". Слабое звено - адаптивная, пассивно-приспособительная ориентация. Чувствующий индивид лишь переживает воздействия окружающего мира, он не есть он сам, так как он внутри ситуации, объект воздействия, жертва обстоятельств.
На этом уровне ценность - сохранение себя и приспособление.
Критерий эффективности его Д - чувства, отрицательное поведение может перейти на уровень реакций (скорее следует, чем ведет, безответственен за обстоятельства, субъективность в оценке окружающих).
Но это база и основа человека, есть первоначальный, исходный пункт развития самости - это опора в любой ситуации. На основе чувств возможно становление следующего уровня развития самости.
Развитие рефлексии приводит к тому, что человек становится активным деятелем, а не пассивным.
Мыслящая самость связана с анализом, осмыслением, рефлексией человека, по поводу его чувств, переживаний, реакций. Она анализирует материал от чувствующей самости и активно влияет на внешнюю среду, т. к. означает причины и последовательное внешнее воздействие, их структуру, механизмы, что дает возможность человеку предвосхищать, проецировать, прогнозировать и управлять самим собой. Результат работы - проектирование Д человека, его позиции преобразователя. Деятельная самость - осущ-е целенаправленной активности, ее цели и структура заданы в проекте.