Дидаскология
Способы сознания определяются структурами Д (жесткость, динамичность, структурированность, аморфность, разнообразие, однообразие).
Т. о. сознание зависит от того, чем заполнена жизнь человека. =>
Два процесса:
1) включает человека в различные сферы жизни (искусство, творчество, проф. Д, общение с различными категориями людей),
2) нахождение человеком в своей жизни и проф. Д места и способа реализации его идей, стремлений, гипотез, которые у него возникают.
Надо уметь быть наблюдателем себя (рефлексия) - это решающий механизм развития самосознания.
Проблема личности учителя сейчас особенно значима.
В современном исследовании отмечается повышенный интерес к самосознанию педагога: исследование рефлексивных процессов, пед. мышления, проф. адаптация, стили Д и др.
Категория проф. самосознания описывается в терминах самопознание, самоанализ, самокритичность, проф. ответственность, пед. рефлексия, пед. направленность, образование, самооценка, я-концепция, самосовершенствование и т. д.
Развитию проф. самосознания придается значение решающего фактора в становлении профессионализма, проф. культуры, нравственности, творчества, мастерства. Работая в личностнозначимом ключе наша кафедра
Профессиональное самосознание - ядро личности педагога, которое осущ-ет взаимосвязь и согласование ведущих структур личности: мотивов, установок, ценностей, убеждений, идеалов.
Развитие самосознания - есть внутриличностный процесс, который определяется динамикой ценностносмыслового образования. В ходе наших исследований (Сластенин) были выделены функции проф.
самосознания педагога:
1) отражающая и регулирующая,
2) конституирующая,
3) конструирующая.
1) субъектное запечатление проф. значимых способов Д и выработка собственной ориентировочной регулирующей основы Д;
2) выработка личностных критериев и норм проф. Д, это внутренняя опора построения образовательно-воспитательного процесса;
3) выход за рамки нормативной Д, независимое проф. мышление, способность личностного проектирования и осущ-я пед. процесса.
Моделирование структуры проф. самосознания основывается на выявлении ведущих групп объективно значимой проблемы, которая в личностном плане учителя выступает как трудность самореализации проф. Д. Проективный опрос с последовательным тестированием выявил 3 общих группы таких проблем:
проблема проф. умения,
межличностные отношения в образовательном процессе, интраиндивидные (саморегуляция, самочувствие, самоорганизация .),
Эти 3 проблемы структурируют самосознание педагога и образуют сферы его самопредставления (операционная, коммуникативная, психофизиологическая составляющие проф. самосознания учителя).
Операционная сфера - происходит осознание проф. действий, приемов, методов, операций, оценивание результатов Д, анализ проф. поведения и его последствий, формируется образ "Я" как активного субъекта Д.
Коммуникативная сфера - центральная и наиболее существенная с т/зр самореализации, самоотношения учителя. Здесь Д самосознания результируется в области "Я-взаимодействующее". 2 способа видения своего "Я":
действием рефлексивного "Я" глазами других, рефлексивного я собственное видение себя.
Обращение к этой сфере => опознать репертуар проф. ролей, влияние социальных контактов на самооценку. Психофизиологическая сфера:
локус физического Я (осознание тела, физического развития, конституции), психический локус (знание типологический особенностей .), половозрастной локус (принадлежность). Формируется образ "Я" - живой организм.
Процессуальный складывается в пространственно-временных координатах (свое становление в профессии), последовательная имажинация образов "Я" в прошлом, настоящем, будущем, т. е. генезис проф. Д, ведущие мотивы и цели отделяются, жизненные и проф. планы. Вырабатывается уровень притязаний.
Итогом работы самосознания во временном континуме выступает динамическое образование "Я-существующее".
Осознание себя в пространстве культуры - синтезирующая сторона самосознания, т. е. раскодирование учителем своего мировоззрения, стереотипа поведения. Этот пространственный план характеризуется способами личностной ориентации в проф. среде:
интегрирующей (стремление к проф. идентичности), дифференцирующей (к проф. индивидуализации).
Это приводит к образованию "Я-осуществляющейся", что позволило судить о степени личностной сопричастности в пед. работе.
Т. о. в структуре проф. самосознания отражается план его проф. саморазвития, т. к. поледовательное самопредставление по линиям образования "Я-образов" складывается в образ "актуальное Я", как результат " внутренней разведки и мобилизации возможностей решения важнейших задач самореализации.
Изучение типов проф. самосознания педагогов основывается на изучении феноменологического пространства самопознания и самоотношения педагога его личности.