Дидаскология

Способы сознания определяются структурами Д (жесткость, динамичность, структурированность, аморфность, разнообразие, однообразие).

Т. о. сознание зависит от того, чем заполнена жизнь человека. =>

Два процесса:

1) включает человека в различные сферы жизни (искусство, творчество, проф. Д, общение с различными категориями людей),

2) нахождение человеком в своей жизни и проф. Д места и способа реализации его идей, стремлений, гипотез, которые у него возникают.

Надо уметь быть наблюдателем себя (рефлексия) - это решающий механизм развития самосознания.

Проблема личности учителя сейчас особенно значима.

В современном исследовании отмечается повышенный интерес к самосознанию педагога: исследование рефлексивных процессов, пед. мышления, проф. адаптация, стили Д и др.

Категория проф. самосознания описывается в терминах самопознание, самоанализ, самокритичность, проф. ответственность, пед. рефлексия, пед. направленность, образование, самооценка, я-концепция, самосовершенствование и т. д.

Развитию проф. самосознания придается значение решающего фактора в становлении профессионализма, проф. культуры, нравственности, творчества, мастерства. Работая в личностнозначимом ключе наша кафедра

Профессиональное самосознание - ядро личности педагога, которое осущ-ет взаимосвязь и согласование ведущих структур личности: мотивов, установок, ценностей, убеждений, идеалов.

Развитие самосознания - есть внутриличностный процесс, который определяется динамикой ценностносмыслового образования. В ходе наших исследований (Сластенин) были выделены функции проф.

самосознания педагога:

1) отражающая и регулирующая,

2) конституирующая,

3) конструирующая.

1) субъектное запечатление проф. значимых способов Д и выработка собственной ориентировочной регулирующей основы Д;

2) выработка личностных критериев и норм проф. Д, это внутренняя опора построения образовательно-воспитательного процесса;

3) выход за рамки нормативной Д, независимое проф. мышление, способность личностного проектирования и осущ-я пед. процесса.

Моделирование структуры проф. самосознания основывается на выявлении ведущих групп объективно значимой проблемы, которая в личностном плане учителя выступает как трудность самореализации проф. Д. Проективный опрос с последовательным тестированием выявил 3 общих группы таких проблем:

проблема проф. умения,

межличностные отношения в образовательном процессе, интраиндивидные (саморегуляция, самочувствие, самоорганизация .),

Эти 3 проблемы структурируют самосознание педагога и образуют сферы его самопредставления (операционная, коммуникативная, психофизиологическая составляющие проф. самосознания учителя).

Операционная сфера - происходит осознание проф. действий, приемов, методов, операций, оценивание результатов Д, анализ проф. поведения и его последствий, формируется образ "Я" как активного субъекта Д.

Коммуникативная сфера - центральная и наиболее существенная с т/зр самореализации, самоотношения учителя. Здесь Д самосознания результируется в области "Я-взаимодействующее". 2 способа видения своего "Я":

действием рефлексивного "Я" глазами других, рефлексивного я собственное видение себя.

Обращение к этой сфере => опознать репертуар проф. ролей, влияние социальных контактов на самооценку. Психофизиологическая сфера:

локус физического Я (осознание тела, физического развития, конституции), психический локус (знание типологический особенностей .), половозрастной локус (принадлежность). Формируется образ "Я" - живой организм.

Процессуальный складывается в пространственно-временных координатах (свое становление в профессии), последовательная имажинация образов "Я" в прошлом, настоящем, будущем, т. е. генезис проф. Д, ведущие мотивы и цели отделяются, жизненные и проф. планы. Вырабатывается уровень притязаний.

Итогом работы самосознания во временном континуме выступает динамическое образование "Я-существующее".

Осознание себя в пространстве культуры - синтезирующая сторона самосознания, т. е. раскодирование учителем своего мировоззрения, стереотипа поведения. Этот пространственный план характеризуется способами личностной ориентации в проф. среде:

интегрирующей (стремление к проф. идентичности), дифференцирующей (к проф. индивидуализации).

Это приводит к образованию "Я-осуществляющейся", что позволило судить о степени личностной сопричастности в пед. работе.

Т. о. в структуре проф. самосознания отражается план его проф. саморазвития, т. к. поледовательное самопредставление по линиям образования "Я-образов" складывается в образ "актуальное Я", как результат " внутренней разведки и мобилизации возможностей решения важнейших задач самореализации.

Изучение типов проф. самосознания педагогов основывается на изучении феноменологического пространства самопознания и самоотношения педагога его личности.

Перейти на страницу: 25 26 27 28 29 30 31 32 33