Дидаскология
ее компонентов (составляющих частей), ее результатов (сотояния личности).: =>
Структурные компоненты самоакутализации.
1) гностический,
2) регулирующий,
3) процессуально-результативный.
1. осознанность индивидом специфических особенностей, которые часто актуализируются либо интуитивно правильно, либо неправильно,
2. вырабатывается в умении педагога адекватно себя проявить, опереться на свои индивидуальные особенности, компенсируя недостатки,
3. вырабатывается на определенном уровне проф. активности и опираетя на особенности, сформированные в опыте спец. организованной творческой Д.
Они взаимосвязаны, но не рядоположены: третий обусловлен вторым, второй мерным. Это определяет соотношение этапов подготовки педагогов к самоактуализации.
Конкретное содержание определяется от функциональной значимости инд. особенностей. Выявились особенности, влияющие на проф. Д через регулирование воздействия на нее и те особенности, которые важны для пед. Д как сферы проявления и саморазвития личности. И т. е. особенности, которые могут быть предметом пед. прогноза.
Выявлены 3 группы инд. особенностей педагога (фундаментальных основ для его личностных проявлений):
связаны с психофизиологическим уровнем развития личности (типологические свойства Н. С.), ообенности социального уровня (позиция во взаимодействии, обусловленная ведущим Эго-состоянием личности), особенности, связанные с культурным уровнем (психология образования).
Анализ проф. самоактуализации этих особенностей => раскрыть механизмы регуляции проф. Д. Область реализации индивидуальных особенностей исследования с влиянием конкретных видов проф. Д на самопроявления педагога.
Обнаружено, что самоактуализация в проф. Д выступает как фактор:
определяющий проектирование системы действий педагога в конструктивной Д, определяющий поведение в организаторской Д, определяющий позицию личности педагога в коммуникативной Д,
изучения достоинств и недостатков своей личности и Д в целях сознательного ее совершенствования в гностической Д.
Сущность и содержание самоактуализации есть внутренние детерминанты проф. самоактуализации. Внешние - готовность учителя к пед. Д, что и есть цель и реализация высшего проф. пед. образования.
Самоактуализация педагога обуславливает самооценку возможностей педагога в их соотношении с предстоящими трудностями.
Анализ: содержание и структура самоактуализации педагога позволила определить методику -анкетирование, самоанализ, шкала оценок .
Констатирующий эксперимент => ключевые показатели сформированности самоактуализации, комплекс умений, использование знаний о своих возможностях => шкала для самонаблюдения и экспертными лицами.
Общая оценка уровня сформированности - соотнесение шкал по 3 уровням развития самоактуализации. Анализ результатов: динамика развития самоактуализации при традиционной псих-пед. подготовке. 1-3 курс - низкий уровень сформированности самоактуализации, снизился на 22%, средний уровень - увеличился незначительно (на 1, 2%), с высокого уровня вырос до 21, 2%. Т. о. рост уровня сформированности с 1 по 5 курс, но неустойчиво. низкий - повышение на 20%, средний - снижение до 0, 7%, высокий - сокращение на 20, 2%.
Т. о. снижение уровня сформированности самоакутализации. Вывод: традиционная система подготовки не ориентирована на реализацию их возможностей, т. е. студент исключает свою индивидуальность при решении пед. задач. Т. о. нбх-о специальная подготовка к самоактуализации в пед. Д. Механизм развития самоактуализации педагога: целенаправленная проф. модификация инд. особенностей и их проявлений, где сама пед. Д служит регулятором возможных преобразований.
Концептуальная идея - практическая ее реализация => нбх-сть поэтапной организации учебно-познавательной Д студента. Были выделены информационный, актуализирующий и моделирующий этапы учебно-позанавательной Д.
1) Информационный. Цель: формирующая система знаний о самоактуализации личности и ее проф-
пед. направленности, что достигается через расширение и углубление некоторых тем курсов ("Введение в специальность", "Общая психология", "Педагогика" и др.), новых тем прикладного характера (диагностика и самодиагностика).
2) Актуализирующий. Цель: научение, приобретение индивидуального опыта формирующейся системы специальных умений, направленных на проф. самоактуализацию своих инд. особенностей. Средства:
организация спец. практических занятий.
3) Моделирующий. Цель: освоение и закрепление новых способов действий педагога на основе
совершенствования умений. Средства: организация учебных и практических ситуаций естественного,
самостоятельного научения в процессе прохождения пед. практики. Это апробировалось на начфаке (спецкурс "Самоактуализация педагога" и как сквозная проблема). Вскрыты и обоснованы псих-пед условия обеспечения самоактуализации: