Дидаскология
перевод внешнезаданных целей проф. обучения во внутренние цели Д (индивидуализированная эталонная Д),
знание пед. теории выступает как общая методология предстоящей Д на 2 этапе, как предпосылка для
постановки и решения личностно-проф. проблемы. 3 этап - инструментальная пед. Д.
динамика организационных учебно-познавательных форм обучения от совместного взаимодействия к
совместно-индивидуальной Д на фоне контекстного обучения.
самодеятельностно-рефлексивный подход к организации учебно-познавательной Д: постепенный переход от
интеллектуальной рефлексии (осознание Д) к личностной рефлексии (осознание себя).
Возникновение пед.
профессии.
Чтобы возникла профессия педагога, должен был возникнуть соц. институт - школа. Первые школы сущ-ли в Др.
Египте.
Учительская профессия появляется в Др.
Греции.
Школа грамматиста (1), кифариста (2), Палестра (3), Эфибия (4), Академия (5). Первым профессиональным педагогом считается Марк Фибий Квинтилиан
(римлянин):
"Достичь гармонию можно за счет правильно организованного обучения. Упор - на общегуманитарное развитие детей".
Квинтилиан первым предъявил требования к личности учителя:
совершенствование знаний,
любовь к детям,
уважение к их личности,
нбх-сть организовать деятельность так, чтобы формировалась любовь и доверие к учителю у каждого
учащегося,
Средневековье:
бродячие учителя грамоты церковно-монастырской школы при каждом приходе.
Возрождение.
Рабле:
человек д/б предан своему воспитаннику, окружать его заботой, работой, знания должны опираться на опыт
самого ребенка, знания д/б практичны для жизни и охватывать все стороны жизни ребенка.
Лютер:
сторонник открытия большого количества школ на родном языке, школы д/б предназначены и для
мальчиков и для девочек.
Новый тип учебных заведений - иезуитские коллегии.
Массовой учительская профессия становится с начала ХIХв. Возрастает престиж учительской профессии,
появляются первые учительские семинарии.
Х1Хв. -
появляется специальная пед. литература (научные и методические рекомендации, статьи о передовом
пед. опыте). Пед. журналистика.
Первые пед. заведения - подготовка учителей.
Германия, I половина Х1Хв.
Дистервег
(великий немецкий педагог - отец немецких учителей): от него пошла журналистика. Как надо учить и воспитывать детей. Наиболее полно осветил требования к учителю (внешним и моральным).
Гербарт Иоганн:
от него пошло направление пед. этика. он же сформулировал понятие пед. такт.
В конце Х1Хв.
в связи с развитием реформаторского течения, создания новых типов школ, требования к личности
педагога новые, что проявилось в прагматической педагогике США (школа Дьюи резко отличается от
гербартианской).
Т. е. место учителя в школе поменялось: он - советчик, он определяет темп прохождения учебных программ, он -
друг и наставник.
Россия -
первые школы после крещения Руси, 988год.
Первые школьные учителя - греческие и византийские миссионеры.
Образование в России до конца xvii в. - церковь и бродячие мастера грамоты.
В
xvii в.
Новый тип учебных заведений - Славяно-греко-латинская Академия (идея от Семена Полоцкого из-за
границы, с Украины).
Школы в большом количестве появляются при Петре I для разных сословий, детей и возрастов.
Направленность школы-технические науки и подготовка к военной службе, немного медицинских школ.
Первое высшее учебное заведение - Московский Университет,
cep.
XVIIIa.,
Елизавета.
Готовить учителей стали в России с 1804 г.
в СПб в главном Пед. институте и частично в Епархиальных училищах, а со II пол.
ХIХ в.
— женские курсы (Московские пед. курсы общества воспитательниц и учительниц).
В военных гимназиях, пед. классы Смольного института и любой выпускник российского университета.
Выдвигались требования к учителю.
Первым о роли учителя заговорил Ушинский
(реформирование Смольного института): учитель должен
предъявлять к себе повышенные требования, если он хочет воспитать ребенка (интеллектуальный багаж учителя). И не только знать свой предмет, но и владеть педагогикой и психологией, чтобы познать личность ребенка, изучить его сильные и слабые стороны. Следовательно, учителя надо специально готовить (педагогика, психология, дидактика, история наук).
До Смольного института он работал в лицее камеральных наук подготовкой учителей.
Граф Толстой:
не давить на личность ребенка, уважение к нему. Яснополянская школа.
Каптерев
(информацию найти самим).
Пирогов
впрямую об учителе не говорил, а ставил задачу воспитания не медика, а воспитания человека (задача учителя и родителя). Макаренко, Крупская, Шацкий, Блонский (марксизм как метод решения пед. задач).