Общие аспекты изучения ценностных ориентаций (из опыта исследователей).
Что показал опрос? Почти 80% респондентов указали, что основной целью жизни является обеспечение материального благополучия, причем 40% в качестве жизненного материала называют возможность «жить беззаботно, развлекаться». Среди устремлений молодых преобладает желание «иметь хорошее здоровье» (83%), «делать всегда то, что хочется» (71%), «быть очень хорошо материально обеспеченным» (59%).исследования же 70-х годов свидетельствуют, что тогда представление молодежи о счастье было иным: 35,6% опрошенных видели его в возможности приносить людям пользу; 44,8% - в удовлетворенности своей работой.
Ухудшение материального благосостояния народа и резкое на этом фоне обогащение отдельных групп населения не могли не отразиться на ценностно-трудовых ориентациях молодежи. Около 80% респондентов вообще не стали бы работать если бы были материально обеспечены. Около 50-60% подростков и молодых людей связывают мотивацию трудовой деятельности исключительно с деньгами и стремлением зарабатывать их любыми средствами, в том числе и противозаконными.
Все вышесказанное свидетельствует об угрозе в перспективе получить потерянное поколение. Таким образом, мы можем проследить как изменяются мотивационно-ценностные ориентации учащихся в период перехода к иной модели общества. Это можно связать с тем, что представления несовершеннолетних о морали и праве, в силу целого ряда причин, в том числе и юного возраста, находятся на вербальном уровне, не стали еще осознанными, тем более автоматическими регуляторами их поведения. Поэтому, нарастающие общественные противоречия сказываются на мотивационной сфере учащихся и ведет к изменению их ценностных ориентаций [28].
Киприяново было проведено исследование ценностных ориентаций лицей №11 города Москвы [24]. В проведенных исследованиях старшеклассники проранжировали факторы, влияющие на их личностное развитие по степени их влияния в следующем порядке: 1) семья, 2) личность (субъективная самость), 3) среда, 4) лицей.
Полученные данные свидетельствуют о том, что процесс социализации наряду с влиянием стихийных факторов может и должен быть целенаправленным. Образование – целенаправленная социализация, а социализация, в свою очередь, ценностное образование образования.
Обращаясь к результату, цели и ценности педагогического труда выпускнику образовательного учреждения Киприяновой была разработана анкета старшеклассника, направленная на выявление уровня сформированности ценностных ориентаций, жизненных планов, мотивов, потребностей.
Обнаружилось, что ведущее место у старшеклассников занимают следующие ценности: «получить хорошее образование», «иметь интересную профессию», «активно продвигаться в избранном деле» (55%), «обеспечить себя материально», «добиться финансовой независимости», «положения в обществе» (25%), «быть свободным», «стать лучше», «жить в гармонии с миром», «принести пользу людям» (15%).
Содержание и распределение целей по ранговым местам: на первом месте деловые цели, ориентированные на познание и выбор профессии; на втором – цели, ориентированные на личный, скорее материальный успех; на третьем – общественные цели философско-рефлексивного характера.