Общие аспекты изучения ценностных ориентаций (из опыта исследователей).

В настоящее время многие считают, что подростки все больше ценят собственные интересы. Они в меньшей степени чем их предшественники, осуждают эгоистичные действия, особенно если они направлены на достижение материальной выгоды. Это положение подтверждается результатами одного исследования (Бовасео, Якобс и Реттиг, 1991г). Было установлено, что начиная с 60-х годов юноши и девушки все меньше и меньше осуждают эгоизм и обман. Эта тенденция отражает и возрастную меркантильность молодежи 80-х годов.

Однако следует отметить, что при изучении ценностных ориентаций подростков наблюдаются и положительные тенденции. Так, проведенные в 1981 году опрос учащихся школы в Тешписке показал, что из двухсот студентов 63% полагали, что в будущем главным источником удовлетворения для них будет семья. (Фаллс, Джонс, Кибер, 1985г).

На второе место они поставили работы (причем 20% опрошенных именно ее назвали наиболее вероятным главным источником удовлетворения в будущем).

Любопытно, что сравнение результатов однотипных исследований, проведенных в 1981 и 1969 годах, выявило рост числа молодых людей, основным источником удовлетворения назвавших религию. Один из главных показателей этого явления – распространение среди молодежи новых культов и рост числа религиозных общин.

Иной подход к изучению ценностных ориентаций молодежи был приведен в опросе англоговоряших учащихся школ в Австрии, Швецарии, Франции и Западной Германии. Подростков просто попросили продолжить фразу: «Я хотел бы стать похожим на… ». некоторые ответили, что они не на кого не хотят быть похожими, кроме как на самих себя. Кто-то называл знаменитостей олицетворяющих их идеал. Некоторые говорили о желании сделать карьеру в самых разных областях. Некоторые подчеркивали свое желание стать физически привлекательным и популярным. 17% ответивших выразили желание стать дружелюбными и вежливыми людьми с хорошо развитым чувством юмора. 18% хотели стать честными, надежными, трудолюбивыми, добрыми.

Одним из интереснейших исследований ценностных ориентация является изучение связей предпочтения человека в области массовой коммуникации (МК) с его ценностными ориентациями [7].

То, что такая связь должна существовать – почти очевидно, поскольку обе характеристики имеют сходную природу – потребностные структуры личности. С одной стороны потребности в значительной степени определяются социально-демографическими детерминантами, с другой стороны практика показывает, что предпочтения одного и того же пола, возраста, проживающих в одном и том же населенном пункте, учащихся в одном и том же учебном заведении, не будут тем не менее всегда одинаковыми.

Была предпринята попытка найти ответ на поставленный вопрос, для чего было проведено специальное эмпирическое исследование. В качестве опорного теоретического базиса была выбрана диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности В.А. Ядова. Согласно этой концепции, в личностной структуре содержится четырехуровневая иерархия диспозиций:

1. элементарные фиксированные установки (сеты);

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9