Общие аспекты изучения ценностных ориентаций (из опыта исследователей).
Данные, полученные Киприяновой расходится с среднероссийскими данными Т.П. Гуриной, которая исследуя ценностные ориентации двух тысяч российских школьников, указала, что самый высокий ранг занимает показатель «обеспечить себя материально».
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Для лицеистов характерно стремление к самоутверждению, желание быть признанными окружающими, которые остаются для старшеклассников весьма значимыми мотивациями деятельности. Мысль о выгодном самоопределение во взрослой жизни, о необходимости подготовки к ней заняла главное место в сознание выпускников.
Очевидна потребность в жизненном и профессиональном самоопределении, полной самореализации в ближайшем будущем. Отрадно, что духовную жизнь наша молодежь пытается строить на достаточно высоких идеалах дружбы, ценит доверительное отношение между людьми. Это надежные и вечные ценности.
Анализ полученного материала позволяет выделить следующие качественные соотношения направленности личности: принимают общественную направленность – 50%, личную – 35%, руководствуются мотивом самоутверждения, самореализации – 70%, пассивны в этом отношении – 10%, озабоченны материальными ценностями – 40%, духовными – 43%, проявляют продуктивную активность – 75%, готовы к конформизму – 20% (на материале самооценки нравственной позиции).
Изучению влияния новых социально-экономических условий на изменение ценностных ориентаций в различных социальных группах было посвящено исследование В.А. Хащенко. Стандартный список ценностей методики Рокича дополнен ценностями, отражающими экономическую направленность: богатство, собственность, экономическая независимость, предприимчивость, материальная обеспеченность. Было опрошено 6 групп населения, характеризующихся различным социально-экономическим статусом. Анализ данного исследования позволил установить влияние новых социально-экономических условий на изменение ценностных ориентаций индивида в различных группах, которые проявлялись в доминировании общей направленности на индивидуальные ценности. Установлено, что в иерархии ценностей - целей доминируют: здоровье, семья, материальное обеспечение, любовь, свобода, уверенность в себе, друзья. Среди ценностей – средств достижения жизненных целей ведущими являются: твердая воля, честность, независимость, предприимчивость, самоконтроль, образованность. Полученные данные по мнению автора свидетельствуют о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося индивидуализированной ориентацией на личные, в том числе экономические ценности.
Изменения в ценностных ориентация выразились прежде всего в усилении ориентации на себя, опоры на собственные силы и в снижении роли и значения качеств личности, особенно важных в контактах с другими людьми. В исследовании установлено, что социально-экономические изменения хорошо согласуются в изменениях в социально-психологической феноменологии, что позволяет рассматривать последние в качестве индикаторов этих перемен.
Существенным недостатком общественных исследований ценностных ориентаций является отсутствие единства в методах исследования, что затрудняет сравнение результатов, полученных разными авторами. Кроме того, практически нет исследований, привлекающих для анализа ценностей данные других наук: истории, этнографии, культурологии (за исключением работы Касьяновой, которая исследуя ценностные ориентации использовала данные социологии, истории).