Общие аспекты изучения ценностных ориентаций (из опыта исследователей).
Количественное описание ценностных ориентаций в данном исследовании осуществлялось также в идеологии Рокича, который предложил не сложную процедуру – ранжирование ценностей отдельно для каждого списка с запретом на связанные ранги (наиболее ценные R=18, наименее ценные R=1, то есть наименьшее возможное значение). Определенные таким образом рангами значения расширились как натуральные числа.
Для количественного описания связей между ценностными ориентациями и МК ориентациями был введен специальный параметр – индекс ценностной близости (ИЦБ), определенный как коэффициент коррекции Пирсона между средними ранговыми значениями ценностей по всей выборке и средними ранговыми значениями ценностей в группах предпочтения некоторого медиаобъекта, либо индивидуальными ранговыми значениями ценностей ИЦБ, рассчитанных отдельно для терминального и инструментального списков.
Эксперимент проводится среди студенток психологических факультетов педагогических учебных заведений – предельно однородной социальной группы. Среди множества типов СМСИ выделили исследование ТВ, радио, газет, журналов. МК-ориентиры студенток изучались на уровне аттитюдных номинальных предпочтений, медиальных ориентиров и жанрово-тематических ориентация в районе 4 видов СМИ.
Таким образом цель работы – установить жанровые связи между ценностными ориентациями студенток московских педагогических учебных заведений и их МК – ориентациями.
В ходе реализации целей решались задачи:
1. Выявить ценностные ориентации испытуемых.
2. Выявить МК-ориентации для указанной социальной группы, определив популярность
а) различных видов медиатекстов для СМИ;
в) различных видов медиатекстов для 4 видов СМИ;
г) названий конкретных газет, журналов, телеканалов.
3. Для каждого из рассмотренных уровней МК-ориентаций определятся жанровые связи между популярностью медиаобъекта и индексом ценностной близости для соответствующей группы предпочтений.
В исследовании использовались батареи из двух методик. Специально составленная анкета из 11 вопросов, которая позволила выявить МК-лориентации на двух уровнях и методика М. Рокича «Ценностные ориентации».
Для обработки анкеты использовался частотный анализ объектов.
Результаты, полученные с помощью теста М. Рокича обрабатывались следующим образом. Сначала были определены ранговые значения каждого, ценности у каждого испытуемого. Затем были посчитаны средние ранговые значения. Достоверность полученных результатов определялась методом статистического вывода на основании критериев xy-квадрат при расчете популярности.
В итоге были получены выводы:
На примере предельно однородной социально-демографической группы московских студентов психологических заведений исследователи попытались обнаружить характерные связи между ценностными и МК-ориентациями испытуемых.
Выяснилось, что в случае популярных медиаобъектов любого из трех выделенных уровней МК-ориентаций существует эффект ценностного сопряжения групп предпочтения, популярных медиаобъектов.
Выводы:
1. Среди студенток психолого-педагогических факультетов московских педагогических учебных заведений наиболее значимыми из списка Рокича оказались: «любовь», «здоровье», «хорошие и верные друзья», «уверенность в себе».