Особенности работы над голосом у слабослышащих дошкольников.
В ходе проведенного нами исследования было изучено состояние голоса слабослышащих дошкольников средней группы.
Изучение личных дел, беседы с педагогами и наши наблюдения позволяют выделить некоторые характеристики детей контрольной группы.
Состояние слуха.
Фамилия, имя |
Степень снижения слуха |
Причины снижения слуха |
1. Яна П. |
II ст. т/у |
наследственная т/у |
2. Илья Б. |
III-IV ст. т/у |
неизвестны |
3. Нелли Н. |
IV ст. т/у |
наследственная т/у |
4. Петя И. |
IV ст. т/у |
наследственная т/у |
5. Руслан Н. |
III ст. т/у |
наследственная т/у |
6. Варя Д. |
III-IV ст. т/у |
приобретенная (лечение антибиотиками) |
7. Аида Б. |
III ст. т/у |
неизвестны |
8. Никита Т. |
I ст. т/у |
приобретенная (лечение антибиотиками) |
Из таблицы видно, что состояние слуха детей различно. В группе есть дети со значительными остатками слуха (Яна П., Никита Т.) и дети с пограничным состоянием (Петя И., Нелли Н.).
Только трое детей из семей глухих – Яна П., Нелли Н., Петя И.; у остальных родители слышащие.
Речевое развитие.
Фамилия, имя |
Уровни речевого развития | ||
низкий |
средний |
высокий | |
1. Яна П. |
+ | ||
2. Илья Б. |
+ | ||
3. Нелли Н. |
+ | ||
4. Петя И. |
+ | ||
5. Руслан Н. |
+ | ||
6. Варя Д. |
+ | ||
7. Аида Б. |
+ | ||
8. Никита Т. |
+ |
Речевое развитие детей контрольной группы также различно. И зависит, на наш взгляд, от времени пребывания в д/с и от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Физическое развитие и интеллект детей группы в норме.
Группа производит очень приятное впечатление. Большинство детей доброжелательны и эмоциональны, очень быстро и легко вступили в контакт. Трудности в общении возникли только с тремя детьми: Петей И., Варей Д., Аидой Б. Причем, Пете просто было необходимо время, чтобы привыкнуть к новому человеку. Варя, по характеру очень застенчивая, замкнутая девочка. Аида же, в силу своей неуравновешенности, общего негативизма, крайне неохотно вступала в контакт.
Наблюдая эту группу детей на занятиях, можно отметить, что бóльшая ее половина (Яна П., Илья Б., Нелли Н., Петя И., Руслан Н.) – активные, любознательные дети; они активно работают на занятиях; их очень легко увлечь новыми, интересными заданиями. Что характерно, этим детям важен не только результат (похвала, одобрение), но и сам процесс обучения, если он достаточно ярок и разнообразен. У этой подгруппы детей хорошая память, достаточно устойчивое внимание, что позволяет им овладевать знаниями, опережающими установленные программные требования.