Особенности работы над голосом у слабослышащих дошкольников.
У 25% детей (Яны П. и Аиды Б.) легкое нарушение голоса. Указанные нарушения тембра, высоты и силы голоса незначительно влияют на внятность речи. И, на наш взгляд, при хорошо организованной работе преодолимы (девочки имеют хорошие остатки слуха).
Умеренное нарушение голоса – у 25% детей (Нелли Н., Вари Д.). У Нелли нарушена только высота голоса, но нарушение тяжелое, стойкое, значительно ухудшающее внятность речи. У Вари нарушены все параметры голоса.
У 13% детей (Петя И.) – тяжелое нарушение голоса, требующее серьезной коррекционной работы над тембром, высотой и силой. Возможно, что этому ребенку необходимо медицинское обследование.
Сравнительное соотношение нарушений голоса детей контрольной группы можно обобщить в следующей таблице.
Таблица № 5.
Нарушения голоса.
Нарушения тембра |
Нарушения высоты |
Нарушения силы |
62% |
62% |
50% |
Нарушения тембра, выявленные у 62% детей (Яны П., Ильи Б., Пети И., Руслана Н., Вари Д.), в основном, оцениваются как легкие. Только у Вари – умеренно выраженный придыхательный тембр; а у Пети – сдавленный голос, сильно искажающий внятность.
У 62% детей – нарушения высоты голоса (у Яны П., Нелли Н., Пети И., Вари Д., Аиды Б.). Характерная черта этих нарушений – неустойчивость высоты основного тона голоса.
Нарушения силы голоса отмечено только у 50% детей (Яны П., Пети И., Вари Д., Аиды Б.). Чаще всего – это слабый голос.
Результаты исследования наглядно демонстрируют, что работа над голосом, которая проводится в данной группе детей, является недостаточной для формирования голоса, приближенного к норме. По нашему мнению, в работе с детьми контрольной группы необходимо уделять больше внимания, как развитию голоса, так и коррекции выявленных нарушений.
Рассмотрим основные моменты коррекционной работы с детьми контрольной группы. Упражнения, которые мы предлагаем для улучшения различных характеристик голоса, разработаны с учетом рекомендаций Е. С. Алмазовой, Д. Вильсона, Т. М. Власовой, Е. В. Лавровой, А. Н. Пфафенродт, О. В. Правдиной, Ф. Ф. Рау, С. Л. Таптаповой.
В систематической коррекционной работе нуждаются прежде всего дети, у которых обнаружены тяжелые и умеренные нарушения голоса, значительно снижающие внятность речи (Петя И., Варя Д., Нелли Н.).
В ходе исследования было обнаружено, что у большинства детей недостаточно сформирован навык полноценного речевого дыхания. Поскольку дыхание является основой голосообразования, мы рекомендуем использование специальных дыхательных упражнений, как непременное составляющее работы над голосом. Для развития дыхания можно использовать разнообразные игровые упражнения: сдувание со стола комков бумаги, ваты, различных бумажных фигурок; катание по столу карандашей, шариков; поддувание пушинок, бумажных корабликов, снежинок, плавающих в воде пластмассовых фигурок. Чем интереснее будут предложенные упражнения, тем лучше результаты. Однако, мы заметим, что некоторые дети хорошо выполняя подобные упражнения, испытывают затруднения при переносе выработанных навыков в речевой процесс. Поэтому для развития речевого дыхания – формирования умеренно глубокого вдоха и сильного длительного, плавного, экономного выдоха – дыхательные упражнения необходимо сочетать с произнесением звуков, слогов и фраз. Такая организация упражнений не только формирует навыки правильного речевого дыхания, но и координирует работу дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Последнее представляется нам крайне важным, поскольку нарушение координации в работе частей голосового аппарата отмечается у некоторых детей контрольной группы (Пети И., Вари Д., Нелли Н., Аиды Б.). Кроме того, у двоих из детей оно является, на наш взгляд, одной из причин тяжелого нарушения голоса (у Пети И. – сдавленный голос, часто твердая атака; у Вари Д. – придыхательный голос). Коррекционную работу с этими детьми необходимо начинать именно с работы над речевым дыханием.
Исследование показало, что 62% детей контрольной группы имеют те или иные нарушения тембра. Известно, что на тембр большое влияние оказывают сформированные у ребенка навыки голосообразования. Таким образом, улучшить тембр голоса можно путем формирования новых правильных навыков образования голоса.
В серьезной работе над улучшением тембра прежде всего нуждаются дети, нарушение тембра голоса которых значительно снижает внятность речи. По нашим данным это 25% детей группы (Петя И. – сдавленный голос; Варя Д. – голос с придыханием).
Остановимся на рассмотрении методики коррекции выявленных тяжелых нарушений тембра.