Особенности работы над голосом у слабослышащих дошкольников.
Основная причина сдавленного голоса – чрезмерное напряжение мышц гортани. Чтобы устранить это нарушение, необходимо развить у ребенка новые навыки голосообразования, основанные на расслаблении всех мышц, кроме необходимых для образования голоса. Поскольку ребенок, у которого мы выявили данное нарушение, имеет очень малые остатки слуха (IV ст. т/у), то прежде всего необходимо опираться на тактильно-вибрационный контроль. Учитель должен продемонстрировать ребенку разницу между нормальной и напряженной фонацией, несколько утрируя контраст. Можно также показать перед зеркалом разницу состояния лицевой мускулатуры при нормальном и сдавленном голосе. При наличии хорошей ЗУА важно дать ребенку возможность на слух уловить эту разницу. Начинать работу необходимо с дыхательных упражнений, вырабатывая у ребенка спокойный плавный выдох. Постепенно добиваться длительного выдоха. В дыхательные упражнения необходимо включать произнесение гласных звуков. От ребенка не следует сразу требовать громкого звучания голоса, т. к. это по нашим наблюдениям усиливает напряжение. Также нужно следить за тем, чтобы вдох не был чрезмерным. Параллельно с этими упражнениями можно проводить массаж передней поверхности шеи. Эти упражнения подготавливают голосовой аппарат к фонации. Попытаться вызвать новый звук можно с помощью произнесения “м”. Сначала звук произносится коротко, медленно и тихо, при спокойном положении гортани. Необходимо следить за правильным положением языка ребенка (сразу за зубами). Обратить внимание на то, что звук резонируется в передней части рта, для этого нужно помочь ребенку с помощью тактильно-вибрационного контроля ощутить вибрацию тонких костей лица, щек, губ. Сначала учитель прикладывает руку ребенка к своему лицу, затем используется перекрестный контроль, потом ребенок контролирует только себя. По мере тренировок длительность произнесения звука увеличивается. Когда нормальное звучание голоса ребенка окрепнет, можно включать в упражнения произнесение слогов: “ма”, “мо”, “му”, “мэ”, “мы”. Поскольку у ребенка со сдавленным голосом мы обнаружили часто применяемую твердую атаку, при выполнении упражнений необходимо следить за тем, чтобы ребенок произносил слоги при мягкой атаке звука. Для формирования мягкой атаки можно использовать логопедический прием опускания нижней челюсти при произнесении следующего за “м” гласного звука.
В работу с этим ребенком (Петей И.) необходимо включать упражнения на координацию дыхания и голосообразования. Для этого можно рекомендовать произнесение гласных звуков, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе). Важно не переутомлять ребенка, усложнять упражнения постепенно. После произнесения прямых слогов (“ма”, “мо”, “му”, “мэ”, “мы”) можно постепенно переходить к произнесению слов: мама, море, муха, мыло, — и коротких фраз, доступных произношению ребенка. После закрепления нормального голоса на звуке “м”, можно переходить к упражнениям на других звуках: сначала к глухим смычным (что объясняется простотой их образования с анатомно-физиологической точки зрения) “п”, “т”, “к”, затем к щелевым “ф”, “ш”, “х”. Упражнения со звонкими согласными лучше отложить на последующие этапы работы (включать по мере их возникновения в речи ребенка).
Таким образом, мы описали систему предлагаемой нами работы для детей, имеющих сдавленный голос.
Теперь рассмотрим методику коррекции придыхательного тембра.
Причиной возникновения придыхания является недостаточно плотное смыкание голосовых складок во время фонации. В ходе исследования мы обнаружили следующие особенности голосообразования ребенка с придыхательным тембром (Варя Д.): недостаточное напряжение мышц голосового аппарата при фонации, недостаточно глубокий вдох, нарушение координации в работе дыхательного и голосового аппарата (о чем свидетельствует частое использование придыхательной атаки звука).
При коррекции этого нарушения, также, как и в других случаях необходимо показать ребенку разницу между нормальным голосом и голосом с придыханием (на слух, тактильно-вибрационно). Обратить внимание на напряжение мышц, соответствующее нормальной фонации; на плавный длительный выдох.
На первое место выходит задача формирования полноценного речевого дыхания. Для этого можно использовать игровые упражнения, формирующие сильный, длительный, экономный выдох. Необходимо следить за тем, чтобы у ребенка было достаточно воздуха для голосообразования. Для этого можно предложить следующие дыхательные упражнения.
— Ребенок делает глубокий медленный вдох (под счет педагога). Затем также медленно и плавно выдыхает, произнося при этом гласный (а, о, у); (по нашему мнению, можно рекомендовать начинать упражнение с “о”, т. к. положение губ, соответствующее произнесению “о”, помогает выработать собранность звука голоса).