Особенности работы над голосом у слабослышащих дошкольников.
Таким образом, из таблицы видно, что 38% детей имеют нормальный тембр голоса, тогда как у 62% детей выявлены нарушения тембра. Наиболее распространенным нарушением тембра детей контрольной группы (у 38%) является легкий гнусавый оттенок голоса.
Таблица № 2.
Изучение высоты голоса.
№ |
Характеристика высоты. |
Оценка высоты голоса (в баллах) |
Всего % | |||||||
Яна П. |
Илья Б. |
Нелли Н. |
Петя И. |
Руслан Н. |
Варя Д. |
Аида Б. |
Никита Т. | |||
1. |
Норма |
1 |
1 |
1 |
38 | |||||
2. |
Слишком низкий голос |
4 |
13 | |||||||
3. |
Слишком высокий голос |
3 |
3 |
25 | ||||||
4. |
Фальцет |
— | ||||||||
5. |
Повышение голоса или переход на фальцет |
2 |
4 |
2 |
2 |
50 |
Из представленной таблицы видно, что 38% детей (Илья Б., Руслан Н., Никита Т.) пользуются голосом нормальной, соответствующей их возрасту высоты; причем, высота их основного тона достаточно устойчива. Илья Б. и Никита Т. смогли выполнить предложенные упражнения на изменение высоты голоса; у Руслана Н. эти упражнения вызвали затруднения.
13% детей (Петя И.) имеют слишком низкий голос. Нарушение высоты голоса Пети оценивается как тяжелое. В ходе выполнения предложенных упражнений на изменение высоты мальчику не удалось повысить высоту основного тона голоса. По нашему мнению, это нарушение тесно связано с отмеченным ранее нарушением тембра: сдавленный голос часто имеет заниженную высоту (по данным Д. Вильсона).
Слишком высокий голос обнаружен у 25% детей контрольной группы (Вари Д., Аиды Б.). Для этих детей характерна еще и неустойчивость основного тона: повышение голоса на некоторых звуках. Умение изменять высоту голоса у этих детей не сформировано.
Фальцетного голоса среди детей контрольной группы мы не выявили.
Повышение голоса или переход на фальцет на некоторых звуках отмечается у 50% детей (Яны П., Нелли Н., Вари Д., Аиды Б.). По нашему мнению, это объясняется неустойчивостью голоса по высоте. У Яны, Вари и Аиды лишь иногда повышается на некоторых звуках (легкая степень нарушения). У Нелли голос постоянно переходит на фальцет (чаще всего на гласных “а”, “о”, “у”), что значительно снижает внятность речи (тяжелое нарушение).
Таким образом, нормальная высота голоса отмечена у 38% детей контрольной группы. У остальных – 62% детей – наблюдаются нарушения высоты. У 50% детей высота основного тона неустойчива (голос на некоторых звуках повышается или переходит на фальцет).