Особенности работы над голосом у слабослышащих дошкольников.

Таблица № 3.

Изучение силы голоса.

№  

Характеристика силы.

Оценка силы голоса (в баллах)

Всего

%

Яна П.

Илья Б.

Нелли Н.

Петя И.

Руслан Н.

Варя Д.

Аида Б.

Никита Т.

1.

Норма

 

1

1

 

1

   

1

50

2.

Крикливый голос

3

             

13

3.

Слабый голос

     

3

 

4

2

 

38

50% детей контрольной группы пользуются голосом нормальной силы (Илья Б., Нелли Н., Руслан Н., Никита Т.). Эти дети могут изменять силу голоса (воспроизводить громкое и тихое звучание). Но осуществить плавный переход от громкого к тихому и наоборот им трудно.

Крикливый голос мы обнаружили у 13% детей (Яна П.). Это нарушение мы связываем со значительными остатками слуха (у Яны II ст. т/у) и индивидуальными особенностями ребенка (Яна по натуре лидер, всегда стремится быть заметной). Яна может говорить тише (т. к. способна модулировать силу голоса), но навыки самоконтроля у нее не сформированы; нарушение мы оцениваем как умеренное.

У 38% детей (Петя И., Варя Д., Аида Б.) – слабый голос. Причем, Аида может говорить громко, но не старается (у нее вообще нет желания говорить). Тяжелое нарушение силы голоса у Вари обоснованно, на наш взгляд, недостатками речевого дыхания (очень слабый выдох), а также индивидуальными особенностями (девочка очень застенчивая, замкнутая). Следует отметить, что наблюдая за Варей во время игры, мы заметили, что она может достаточно громко кричать. Что касается Пети, то его нарушение мы объясняем отмеченным у него напряжением мышц гортани и сниженной высотой голоса (при выделенных особенностях ребенку трудно говорить громко). Петя может говорить громче, но при этом увеличивается напряжение гортани, поэтому, на наш взгляд, пока не нужно требовать от этого ребенка громкой речи.

Таким образом, из таблицы видно, что у 50% детей голос нормальной силы. Нарушения силы голоса выявлены у 50% детей. Причем, слабый голос у детей контрольной группы встречается чаще (у 38%).

Обобщая результаты нашего исследования, приведем таблицу общей оценки качества голоса детей контрольной группы.

Таблица № 4.

Качество голоса.

Норма

Легкое нарушение

Умеренное

нарушение

Тяжелое

нарушение

38%

25%

25%

13%

38% детей группы имеют голос, по тембру, высоте и силе приближенный к норме (Илья Б., Руслан Н., Никита Т.). У Ильи и Руслана выявлен легкий гнусавый оттенок голоса, у Никиты – все параметры в норме.

Причем, состояние слуха этих детей различно: Илья – IV ст. т/у, Руслан – III ст. т/у, Никита – I ст. т/у. Это наглядно демонстрирует, что степень потери слуха не единственный критерий, определяющий качество голоса. С Ильей Б. большую работу над развитием голоса проводит бабушка (имеющая музыкальное образование).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9