Описание опытно-экспериментальной работы
Тему квалификационной работы мне определили на летней сессии. Это дало возможность заниматься опытно-экспериментальной деятельностью с начала учебного года.
Свой эксперимент я проводил в сельской школе, где сам преподаю математику в 5, 8-9 классах, что значительно облегчило его проведение.
И так, опытно-экспериментальную работу начал с изучения и анализа учебников и программ по геометрии и черчению.
Всем известно, что любой учебник, в основном, является носителем содержания обучения учебных курсов, в том числе, конечно, геометрии и черчения.
В настоящее время для преподавания геометрии в разных школах используют пять основных учебников различных авторских коллективов, в которых сделаны акценты на разные цели преподавания.
А.П. Александров считает, что в геометрии важнее всего строгая логика плюс "живое воображение" и ради них можно пожертвовать логической точностью и обоснованностью; преподавание геометрии включает логику, наглядное представление, применение к реальным вещам.
А.В. Погорелов основной акцент в геометрии делает на развитие логического мышления школьников.
А.Н. Колмогоров при разработке своего учебника ставил цель внедрить в школьный курс геометрии новые идеи и методы, важнейшие общематематические понятия.
В.Г. Болтянский считает важнейшей задачей преподавания геометрии в школе - воспитание у учащихся "геометрического мышления".
А.С. Атанасян в своих учебниках на первый план выдвигает задачи развития умения и навыков учащихся, самостоятельности мышления, доступности изложения.
В своей работе я использовал учебник А.С. Атанасяна. Выбрал я его по двум причинам:
во-первых,традиционно этот учебник используется в нашей школе для обучения геометрии;
во-вторых,
я считаю, что именно этот учебник лучше других способствует выявлению межпредметных связей геометрии с черчением, так как основной целью А.С. Атанасян ставит, как уже было сказано выше, решение практических задач, в том числе и задач на построение, которые являются, как вы уже поняли, основными связующими курсов геометрии и черчения.
Что касается черчения, то здесь я использовал учебник "Черчения" под редакцией Ботвинников А.Д. и др.
Для того, чтобы было понятней, почему я выбрал эти учебники и действительно ли это оптимальный вариант для реализации межпредметных связей курсов геометрии и черчения, провёл сравнительный анализ программ по этим предметам (таблица 3)
Для анализа были использованы программы по математике за 1998 год и программа по черчению за 1999 год. И здесь выявляется первый негативный момент, затрудняющий реализацию межпредметных связей данных предметов.
Дело в том, что на основании Базисного плана Российской Федерации за 1999 год черчение в школах преподаётся только в 9 классе, в то время, как раньше курс обучения черчению охватывал и 2, и 3 года обучения в средней школе, что расширяло возможности проведения бинарных уроков по геометрии и черчению, и, в свою очередь, способствовало формированию и развитию графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности на более высоком уровне.
Анализируя программы, составленные на основе Базисного плана за 1999 год, мы видим, что межпредметные связи геометрии 7-8 классов и черчения реализуются на уровне пропедевтики черчения в геометрии, т.е. все основные понятия и навыки, которые будут необходимы при изучении черчения, опережающе вводятся на уроках геометрии.