Описание опытно-экспериментальной работы

Дело в том, что, как говорилось выше, в школьном курсе геометрии многогранники и тела вращения изучают в 10-11 классах, а на уроке черчения они рассматриваются в 9 классе. Опорой в изучении этого материала могут служить лишь представления, полученные в быту, и сведения о прямоугольном параллелепипеде из математики 5 класса. Этого явно недостаточно.

Уровень сформированности представлений об основных геометрических телах служит фундаментом при анализе формы предметов, чтение чертежей.

Преподаватель черчения, в своей практике преподавания курса черчения, широко использует наглядные пособия, которыми пользуются математики, модели стереометрических тел; правильных треугольной и четырёхугольной пирамид; усечённых треугольной и четырёхугольной пирамид; правильных треугольной и четырёхугольной призм; цилиндра, конуса, усечённого конуса и полушара.

Применение набора в качестве раздаточного материала методически оправдано на уроках черчения по темам: "Анализ геометрической формы предмета", "Чертежи и аксиометрические проекции геометрических тел", "Проекции группы геометрических тел".

Значит, при изучении некоторых тем в курсе черчения, можно не только использовать материал, изученный в курсе геометрии 7-8 классов, но и одновременно закладывать основы знаний, которые будут необходимы при изучении курса геометрии 10-11 классов. Таким образом, при изучении некоторых тем курса черчения, образуются не только межпредметные связи рассматриваемых предметов, но и внутрипредметные связи в курсе геометрии.

Фрагмент одного из таких уроков, в котором используется набор, приведен ниже.

Тема урока:

анализ геометрической формы предмета.

Цели урока:

1. Образовательная:

познакомить учащихся с основными геометрическими телами. Научить анализировать форму предмета.

2. Развивающая:

развить пространственное воображение учащихся.

3. Воспитательная

:

выработать внимание, сосредоточенность при работе на уроке.

Ход урока.

1. Организационный момент:

v приветствия;

v сообщение темы и цели урока.

2. Актуализация:

v повторить ранее изученный материал.

3. Объяснение нового материала.

4. Первичное закрепление нового материала.

5. Подведение итогов урока.

6. Предъявление домашнего задания.

Фрагмент.

Объяснение нового материала.

Действия учителя

Действия ученика

На плакате (приложение 1) вы видите изображение некоторых геометрических тел. Форма каждого из них, характерные признаки. По этим признакам мы отличаем цилиндр от конуса, а конус от пирамиды. С некоторыми из них вы уже знакомы. Посмотрите, есть ли среди лежащих на столе фигур знакомые вам тела?

Со всеми этими предметами мы будем работать не только в черчении, но и изучая курс геометрии 10-11 классов. Поэтому нам надо поближе с ними познакомиться.

Обратите внимание на плакат (таблица 1) и запомните, как называется каждое из геометрических тел: цилиндр, призма, конусы: усеченный и полный, пирамиды (убираю плакат и перехожу к набору геометрических тел).

А теперь ответьте на ряд вопросов: как называются эти тела? Найдите среди моделей прямоугольный параллелепипед. Какая из моделей называется пирамидой? Выберите из моделей четырехугольную пирамиду. Какую модель можно назвать «усеченной пирамидой»?

Далее обратите внимание на следующий плакат (таблица 2). На нем показаны и названы составляющие фигур: (показываю на моделях) грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность.

А теперь самостоятельно.

Присмотритесь к окружающим нас предметам. Они имеют форму геометрических тем или представляют собой их сочетание.

В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела. Взгляните на плакаты (таблица 3). Здесь изображены различные детали. Часть из них достаточно простой формы.

Как вы думаете, какой формы ось и ролик?

А прокладка?

Другие детали имеют более сложную форму. Они представляют собой совокупность геометрических тел. Например, валик образуется добавлением к цилиндру другого цилиндра, меньших размеров. Из каких фигур состоит втулка?

Труднее понять по чертежу форму более сложной детали. Для того, чтобы легче определить форму детали, ее мысленно расчленяют на отдельные части, имеющие форму простых геометрических тел.

Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы.

Далее, при выполнении заданий мы этим и займемся.

Показывают

Отвечая на вопросы, учащиеся манипулируют моделями, выбирают и демонстрируют их.

Каждый ученик по любой фигуре показывает и называет составляющие.

Цилиндрической.

Призматическая.

Цилиндр, из которого удален другой цилиндр меньшего диаметра.  

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7