Описание опытно-экспериментальной работы
Возьмём, к примеру, задачи на построение. Навыки выполнения построений с помощью циркуля и линейки необходимы при изучении курса черчения и эти навыки вырабатываются на протяжении обучения геометрии в 7-8 классах, как вырабатываются и понятия, о связях, о которых мы говорили в разделе 1.1.
Что касается совместных уроков, то в этих классах возможно проведение лишь дифференцированных или интегрированных уроков.
Связь геометрии с черчением становится более тесной в 9 классе, так как там оба эти предмета преподаются одновременно. Здесь гораздо больше возможностей для развития способностей учеников, потому, что связь геометрии с черчением можно показать непосредственно, проводя кроме дифференцированных уроков, более действенные - бинарные.
Возможность бинарного урока возникает в самом начале учебного года, когда в геометрии идёт повторение материала, пройденного в предыдущих классах, а в черчении - знакомство с предметом, в том числе ввод основных понятий.
Непосредственная стыковка идёт таких тем, как "Построение правильных многоугольников" в геометрии и "Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей" в черчении. Общие понятия и выполняемые действия существуют при изучении параллельного переноса и проецирования.
На этом возможность реализации межпредметных связей курса геометрии и курса черчения путём проведения бинарных уроков заканчивается, да и возможность проведения тех бинарных уроков, примеры которых я привёл, ограничивается несовпадением этих уроков при составлении тематических планов. Но об этом будет говориться позже.
Что же касается межпредметных связей геометрии 10 - 11 классов и черчения, то нетрудно догадаться, что они также реализуются на уровне пропедевтики, но только теперь уже пропедевтики геометрии в черчении.
Дело в том, что в школьном курсе геометрии многогранники и тела вращения изучают в 10 - 11 классе, а в курсе черчения они рассматриваются в 9 классе. При этом не только вводят названия основных геометрических тел, но и оперируют понятиями "грань", "ребро", "вершина", "основание призмы" и т.д. То есть, в данном случае, понятия и навыки, которые необходимы при изучении геометрии в 10 -11 классах, изучаются на уроках черчения.
Основные темы, обеспечивающие межпредметные связи геометрии и черчения приведены в таблице № 1.
Задачи на построение встречаются в курсе геометрии 10 класса, это "Задачи на построение сечений". В курсе черчения теме сечений и их построения выделяется целая глава "Сечения и разрезы".
Таким образом, проведя анализ рассмотренных программ, можно сделать вывод, что возможности реализации межпредметных связей между геометрией и черчением вообще, и по выбранным мною учебникам конкретно, велика, не устраивает то, что провести более действенные уроки, уроки которые более других способствуют развитию самостоятельности мышления, творческих возможностей, пространственных представлений учащихся – бинарные уроки в таком количестве, как хотелось бы, не возможно из-за сокращения часов на преподавание черчения в школе, до 1 часа в неделю в 9 классе.
Следующая ступень моей опытно-экспериментальной работы - посещение уроков геометрии в 7, 10-11 классах (так как её преподаёт другой учитель) и черчения для того, чтобы посмотреть: каким образом учителя этих предметов, на своих уроках реализуют взаимные межпредметные связи и поговорить с учителями по поводу возможности реализации связей с другими предметами.