Описание опытно-экспериментальной работы
Таким образом, реализация межпредметных связей курсов геометрии и черчения, дает возможность ученикам раньше познакомиться с теми понятиями, которые они изучают на год позже и, в результате, в 10-11 классе, они будут легче воспринимать материал, а это, в свою очередь, позволит учителю больше времени уделять задачам на развитие пространственного воображения.
Вообще-то, именно задачи играют главную роль в развивающем обучении. Поэтому они требуют более детального рассмотрения. При сравнении задач на построение курса геометрии и курса черчения мы установили, что задачи из курса черчения имеют аналогичные только в курсе геометрии 9-го класса, задачи же других классов, то есть 7, 8, 10, 11, являются, как и теоретический материал, пропедевтикой.
В 7 классе специально выделяется параграф: «Задачи на построение», в котором дается понятие о задачах на построение, хотя с этими задачами ученики начали знакомиться с 5-го класса. До 7-го класса они уже умели строить отрезки заданной длины, окружности, прямые проходящие через две точки. В 7 классе научатся строить угол, равный данному; строить биссектрису угла, серединный перпендикуляр; перпендикулярные прямые. Все эти построения основные и без умения решать эти задачи на уроке черчения делать нечего. А вот из курса черчения в курс геометрии 7 класса можно взять задачи на построение углов при помощи чертежного угольника. В школьном курсе геометрии задачи на такие построения не используются, но это важно для общего развития ученика. Что касается задач на построение курса геометрии 8 класса, то, в данном случае, основная часть задач не имеет аналогичных и, в принципе, никак не может быть использована при обучении черчению. Это такие задачи, как построение параллелограмма, трапеции, ребра квадрата по заданным элементам, построение треугольника по его элементам с использованием подобия, деление отрезков в заданном отношении. Из всего разнообразия задач на построение, в черчении могут пригодиться лишь такие, как деление данного отрезка на n равных частей; построение окружностей вписанных в треугольник и описанных около него (это пригодилось бы при выполнении рисунка детали детям). Вот и вся видимая возможность реализовать межпредметные связи при решении задач, если не считать, конечно, закрепление навыка пользования чертежными инструментами.
В 9 классе задачи на построение следующие: построение правильных многоугольников; построение правильных треугольников, шестиугольников, четырехугольников, восьмиугольника описанного около данной окружности; построение касательной и окружности. В учебнике «геометрия 7-8» Атанасяна Л.С. в 9 классе всего 18 задач на построение и, как говорилось выше, лишь с помощью четырех можно реализовать межпредметную связь, но из этих четырех есть одна, которая имеет аналогию в черчении. Что позволяет нам, наконец, провести бинарный урок, с целью реализовать межпредметные связи геометрии и черчения, при решении задач, на построение, на более высоком уровне. Для этого, посовещавшись с учителем черчения, мы решили немного изменить программы по черчению и поменять местами два параграфа. В результате две аналогичные темы по геометрии и черчению совпали по времени их изучения, и мы провели бинарный урок.
Конспект урока.
Класс: 9.
Тема:
построение правильных многоугольников.
Цель урока: