Роль и место научно-популярной литературы о природе на начальном этапе обучения в ретроспективе
Таким образом, постановка преподавания и начального естествознания и начальной географии в первой четверти 19 века сводилось к чистой зубрежке учебного материала.
С развитием торгового и промышленного капитала возросла потребность в развитии естественных наук. Недовольство буржуазии классическим образованием вынудило Министерство уже в 1843 году считать одной из основных задач «решение вопроса о приспособлении главнейших начал наук общих к техническим потребностям ремесленной, фабричной и земледельческой промышленности».
Необходимость введения естествознания в школу диктовалась и развитием наук о природе. Русские ученые – И. Е. Дядьковский, П. Ф. Горянинов, А. Н. Бекетов, К. Ф. Рулье и др. – основываясь на экспериментальном изучении законов природы сформулировали важнейшие теоретические принципы, ставшие основой учения об историческом развитии природы.
Требование восстановить естествознание в школе выдвигали и ученые, занимающиеся общими законами педагогики. Причем они доказывали, что начинать изучать природу надо с младшего школьного возраста, с 7 лет. В этом плане интересны работы доктора Ястребцева. Критикуя систему образования того времени, он доказывал, что дети 7 – 14 лет, обладающие конкретным мышлением, недостаточностью логического мышления, вынуждены учиться отвлеченным наукам. Такой наукой он считал натуральную историю, которая, по его мнению, «должна служить основанием всему первоначальному учению, потому что никакая наука так совершенно не отвечает всем условиям хорошего умственного воспитания детей, как натуральная история». В самой вещи: 1) она, из всех наук, самая понятная для детей; 2) ей можно учить детей с весьма раннего их возраста; 3) она служит физическому и умственному развитию; 4) она вооружает знаниями, которых требует данное время. При этом он показывает, как важно изучить природу во время экскурсий, прогулок, необходимо практиковать собирать растения, животных. Она доступна для слабого ума, но и сильный ум «не найдет ее слишком легкою».
Хотя естествознание и не преподавалось в школе, в этот период в общепедагогической литературе ставятся вопросы методики преподавания естествознания.
Известный в то время педагог Александр Ободовский писал, что изучать естественную историю надо с раннего возраста, что «первоначальный курс должен обращать внимание на ближайшие и общеполезные предметы и возбуждать сколько можно больше наглядных представлений о природе».
Таким образом, вторая четверть 19 века не пропала даром для методики преподавания начального естествознания хотя бы тем, что в общепедагогической литературе были поддержаны и настойчиво пропагандировались идеи В. Ф. Зуева. Кроме того, был поставлен вопрос об экскурсиях в природу.
Правительственный устав 1864 года сыграл определенную роль в становлении начального природоведения. В начальных народных училищах предлагалось ввести в курс объяснительного чтения сведения из естественной истории и географии. Устав не определял объем знаний о природе, которые должны были получить младшие школьники, а оставлял право за преподавателями школ отобрать необходимые сведения. Такая постановка вопроса имела двоякое значение. С одной стороны основная масса детей в возрасте от 7 до 10 лет ни в народных училищах, ни при домашнем обучении не получала сколько-нибудь правильных научных знаний о природе. Нередко домашние учителя пытались давать сведения о природе в объеме гимназического курса, что также приводило к плачевным результатам. С другой стороны – прогрессивные педагоги того времени, высоко оценившие естествознание и географию в общеобразовательном и воспитательном отношении внесли большой вклад в становление начального природоведения и методики его преподавания. Одним из них был замечательный русский педагог К. Д. Ушинский.