Роль и место научно-популярной литературы о природе на начальном этапе обучения в ретроспективе
Другим виднейшим педагогом 19 века был Александр Яковлевич Герд (1841 – 1888). Взгляды А. Я. Герда представляют для нас особый интерес, т.к. он поправу считается основоположником русской методики начального естествознания. Он внес также огромный вклад в разработку содержания этого предмета.
Прежде всего, он считал, что естествознание должно преподаваться в начальной школе. Только начинать знакомить детей с природой надо не с первого класса, а со второго, т.к. в первом классе учителю приходится затрачивать много времени, чтобы научить детей читать, писать и считать. Герд довольно четко определяет структуру начального естествознания: «…отдельным естественным наукам, зоологии, ботанике, минералогии, физике и др. в начальной школе нет места. Здесь место только одной нераздельной науке об окружающем неорганическом и органическом мире». Уже это высказывание свидетельствует о том, что начальный курс естествознания не должен быть набором фактов, а должен представлять нечто цельное, взаимосвязанное, т.к. сама природа и неживая и живая есть единое целое. Эту мысль он постоянно подчеркивал в своих трудах. Герд, вслед за В. Ф. Зуевым, определил порядок передачи младшим школьникам знаний о природе неживая природа – растения – животные – человек.
Гердом написаны и первые в России самостоятельные методические пособия по начальному обучению природоведению. Это «Первые уроки минералогии» и «Предметные уроки в начальной школе». Кроме того методические рекомендации по преподаванию он высказал в отдельных статьях, опубликованных в различных журналах того времени.
Природоведение должно также «развить в детях живую впечатлительность и любовь к природе, которые согревали бы и облагораживали их по выходе из школы. Для развития любви к природе велика роль органического мира, и особенно мира животных. Оно должно также развивать патриотические чувства. Правда, об этом он говорит словами прогрессивного немецкого педагога Э. Россмесслера, полностью соглашаясь с ним в этом вопросе Естественно-историческое преподавание должно определить радостное сознание принадлежности к земной Родине.
Большое внимание уделил Герд доказательству того, естествознание развивает в учениках интерес к изучению природы и, в конечном итоге, интерес к знаниям вообще, к самостоятельному добыванию знаний. Придавая такое большое значение школьному естествознанию в том числе и начальному. Герд с горечью констатировал, что в современных ему школах постановка преподавания естественной истории стояла на низком уровне. Сведения о природе давались готовыми из учебника или, в лучшем случае сообщались непосредственно самим преподавателем. Ученик не участвовал в их добывании…Ясно, что такие знания, ни к чему не применимые, ни с чем не связанные и усвоенные лишь памятью, не могла будить интереса: природа… оставалась для детей совершенно чуждой, а усвоенные знания быстро испарялись. И результатом такого преподавания является равнодушие и к науке и к природе». Начальная же школа «не дает почти никаких ценных знаний. Правда, она научает детей порядочно читать и писать но ведь это не знания, а только средство приобретения знаний. Для того, чтобы воспользоваться этими средствами, нужны интерес к науке, и некоторое знакомство с методами приобретения знаний».
Как видим, Герд выдвинул довольно серьезные цели перед учебным естествознанием, но методика преподавания предмета в школах того времени была крайне неудовлетворительна и не способствовала достижению этих целей.
Поэтому Герд обратил серьезное внимание на методику преподавания естествознания. Через все его труды красной нитью проходит мысль, что изучать природу надо с широким применением наглядности, на натуральных объектах, по возможности, в самой природе.