Роль и место научно-популярной литературы о природе на начальном этапе обучения в ретроспективе
К. Д. Ушинский, разрабатывая методику первоначального обучения родному языку, высказал ряд ценных идей для методики преподавания естествознания и географии в начальной школе.
Прежде всего, науки о природе К. Д. Ушинский ставил на первое место в плане образовательного и воспитательного воздействия на младших школьников, т.к. естественные науки «начинают занимать детский ум прежде всего… Трудно найти какой-нибудь другой предмет преподавания, более естественных наук способный развивать умственные способности и укреплять их силу в ребенке».
С материалистических позиций подошел К. Д. Ушинский к пониманию процесса познания. Это позволило ему правильно определить путь обучения – от конкретного к абстрактному, от представлений к пониманиям – и внести серьезный вклад в разработку методик преподавания. Остановимся кратко на тех моментах, которые имеют отношение к преподаванию природоведения.
Прежде всего, очень важно положение о том, что необходимым является такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Отсюда вытекает, что при формировании знаний большое значение имеет наглядность. Наглядность формирует самостоятельность ученика в учении, самостоятельность по мысли. Предмет, который стоит перед глазами ученика или яркими чертами врезался в его память сам задает вопросы ребенку, поправляет его ответы, приводит их в систему, и ребенок мыслит, говорит, пишет самостоятельно, а не ловит фразы из уст учителя или со страницы книги. С обоснованием принципа наглядности тесно связан вопрос о наблюдениях предметов и явлений, о важности наблюдательности как качества личности.
Много внимания уделил К. Д. Ушинский методике работы со статьями. При этом он считал, что работа со статьями должна находиться в зависимости от того, направлена ли она на формирование навыка чтения или на сообщение знаний. Во втором случае речь идет об особенностях работы с деловой статьей. Именно это и представляет интерес для методики преподавания природоведения.
Прежде всего, К. Д. Ушинский предъявлял серьезные требования к содержанию деловых статей, критикуя увлечение красивостью слога, удачностью оборотов речи шутками, побасенками, анекдотами и т.п. Такие статьи, по его мнению, воспитывают «пустых говорунов», поверхностных резонеров. Он против также и статей, наполненных детской наивностью, сюсюканьем. Детский лепет умилителен для взрослых, но для детей «шутливая, потешающая детей педагогика разрушает характер человека в самом зародыше. Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли, чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-либо не идущих к делу прикрас». Отсюда вытекает необходимость создания таких текстов, которые бы были наполнены конкретным содержанием, изложены достаточно серьезно. Но чтобы они были доступны, понятны детям, в них должна идти речь о предметах и явлениях, окружающих детей и мы более или менее знакомых доступных «возможно большему числу ощущений дитяти».
Работе с деловой статьей должна предшествовать беседа о предмете или явлении, о которых идет речь в статье. При этом предмет или явление должны быть продемонстрированы детям. «Прежде чтения статьи преподаватель показывает детям самый предмет и своими вопросами заставляет сделать хотя отрывочное, но подробное его описание». Только после такой вводной беседы читается статья, и затем преподаватель требует, чтобы ученики в порядке и стройно рассказали все, что было прочитано из книги, замечено самими учениками или рассказано учителем. При необходимости, вопросы по содержанию статьи могут быть заданы учителем и в ходе чтения ее. Но при этом следует соблюдать определенную меру и осторожность, прибегать к этому приему лишь «в случае надобности, если понимание читаемого несколько затруднительно». Вообще ответам на вопросы по содержанию статей К. Д. Ушинский придает очень большое значение, т. к. они «заставляют читателя внимать в смысл читаемого, испытывать и возбуждать его внимание».