Роль и место научно-популярной литературы о природе на начальном этапе обучения в ретроспективе
Герд не только выдвинул наблюдение как важнейший метод познания природы, а наблюдательность как ценнейшее качество личности, но и дал интересные рекомендации к методике ведения наблюдений, определил некоторые требования к наблюдениям. «Наблюдения должны быть возможно полными и никак не ограничиваться одними внешними признаками… наблюдения не должны быть отрывочными… Наконец, наблюдения не должны быть однообразны… Преподаватель руководит наблюдениями детей». Но чтобы наблюдения были достаточно эффективными, надо не просто смотреть на предмет, а постоянно обращать «внимание ребенка на ту или иную сторону впечатления и этим путем выделить ее и заставить ребенка воспринять ее полнее, отчетливее». Очень важно также заставлять ребенка в процессе наблюдения сравнивать, выделять признаки предметов. Указывая на необходимость тщательности в наблюдениях, сосредоточенности внимания на наблюдаемых объектах, Герд предупреждает воспитателя, что «наблюдение есть вовсе нелегкая наука». В самом деле, наблюдения требуют и от ученика и от учителя определенных усилий внимания, воли, терпения. Герд не ограничивается лишь теоретическими положениями о наблюдениях, как методе познания природы. Он дает подробные материалы к наблюдениям за различными объектами неживой и живой природы, выделяет формы организации наблюдений – коллективные и самостоятельные. Таким образом, Герд разработал такую методику наблюдений в природе, которая обеспечивает их необходимую полноту, последовательность, постепенное их расширение и углубление.
Важным моментом преподавания природоведения он считал привитие детям любви и интереса к книге. В связи с этим критиковал современную ему начальную школу, которая «не развивает в детях достаточного интереса к знанию, потребности и стремления расширить свой кругозор путем чтения и наблюдений, не научает ценить и пользоваться ей как источником дальнейшего образования». Таким образом, Герд признавал книгу хорошим источником знаний, и сам подготовил прекрасные книги для детей. Такова книжка для младших школьников «Мир божий». Материал в книге изложен доступно, живо, без лишних приукрашивающих текст ситуаций, без какой-либо телеологии, снабжен иллюстрациями.
Большое место при формировании знаний Герд отводит сравнениям. Вопросы на сравнение он включает в задания для наблюдений, в беседы по материалам наблюдений.
Большое значение Герд придавал методике проведения экскурсий. Так, он указывает, что «преподавателю необходимо заранее основательно ознакомиться с местом экскурсий», наметить объекты для изучения. Для успешности экскурсий очень важно, чтобы учитель сам изучал природу и полюбил это занятие. Герд выдвинул положение о том, что экскурсии надо проводить не только весной и осенью, но и зимой, что зимние экскурсии в значительной степени оживят преподавание естественных наук в это время года. В книге «Первые уроки минералогии», в статьях «Дерево зимой» и «Лишайники и ягели» Герд дал подробные рекомендации к проведению экскурсий.
Таким образом, А.Я.Герд внес большой вклад в разработку содержания начального природоведения, явился родоначальником русской методики преподавания начального естествознания, дав первые самостоятельные пособия по этой проблеме. Он убедительно показал, что учебный предмет не только должен давать знания, но и воспитать ученика, что в обучении должен применяться не какой-то один метод, а разнообразные методы и формы организации учебной деятельности учащихся.
Обоснованы такие принципы начального обучения природоведению как принцип наглядности и краеведческий. В качестве важнейших методов обучения выдвинуты наблюдения и опыты. Большая роль в обучении отведена беседе, которая должна носить исследовательский характер. Разработаны четкие требования к такой форме организации учебной работы как предметный урок. Выдвинута экскурсия как форма организации учебной работы и обоснованы некоторые требования к ее проведению. Интересно, что уже в 19 веке возникло мнение приравнять экскурсию к уроку.